Технологическое образование: от анализа рынка к преодолению барьеров
Полную версию отчета, а также стратегии развития рынка можно скачать по ссылке.
Спор о терминах
Прежде чем начать анализировать рынок и его технологии, авторы отчета отмечают, что когда заходит речь о технологическом образовании, то иногда под этим понимается термин STEM-образование (акроним от science, technology, engineering and mathematics), то есть образование в областях естественных наук, технологии инженерии и математики, а иногда – традиционное российское техническое образование, при этом упускается из виду тот факт, что в концепции STEM-образования заложена подготовка обучающихся к виду деятельности или работе, в которых успех зависит не столько от того, что человек знает, но от того, что может сделать с этим знанием.
Вот какую картину видят авторы отчета в нашей стране.
Под «технологическим образованием» в России в настоящей работе понимается следующее:
-
на уровне общего образования: учебные предметы «математика», «Информатика и ИКТ», «Физика» и «Технология».
-
на уровне дополнительного образования детей и поддержки юных талантов: техническое и научно-техническое творчество.
-
на уровне высшего образования (включая бакалавриат и магистратуру): группы специальностей «Инженерное дело, технологии и технические науки» и «Математические и естественные науки»;
-
образовательные программы и инициативы в рамках Национальной технологической инициативы.
Образовательные технологии и их рынок
Авторы отчета выделяют следующие основные технологии и продукты, представленные на мировом и российском рынках технологического / STEM-образования:
Онлайн-образование (объем рынка в России в 2021 году – 40-45 млрд руб., в мире – 270-280 млрд долл. США);
Образовательные технологии – EdTech (рынок в России – 53-56 млрд руб., в мире – от 106 до 245 млрд долл.);
Различные технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности (рынок в России – 1,4 млрд руб., в мире – от 21 до 28 млрд долл.);
Образовательные школьные программы (рынок в России – 21,5 млрд руб., в мире – 16,5 млрд долл.);
Образовательные ПО и приложения (оценка рынка в России отсутствует, мировой рынок в 2021 году – от 11 до 12 млрд долл);
Игровое обучение (оценка рынка в России отсутствует, мировой рынок в 2021 году – от 7,1 до 11 млрд долл).
Состояние рынка и барьеры
Авторы считают, что несмотря на то, что в стране постулируется интерес к технологическому образованию (а в 2022-2031 годах в России объявлено даже Десятилетие наук и технологий), развитие образования в этой сфере пока что движется по конервативному сценарию. Тем не менее, авторы отчета видят несколько важных моментов для изменения этой картины и преодоления барьеров, связанных не только с консервативностью, но и с геополитической обстановкой, замедлением экономического роста и санкциями.
Во-первых, это концепция технологического суверенитета страны, в рамках которой санкции, наоборот, должны придать импульс развитию технологического образования.
Это мнение сформулировал проректор по научной работе СПбПУ, Виталий Сергеев.
-
Непосредственно механизм научного взаимодействия за последние годы значительно усложнился. Несмотря на декларируемый свободный доступ к результатам научных исследований, в реальности правительства очень жестко контролируют информационный поток. Санкции на этот процесс повлияли лишь в небольшой степени.
-
Программа технологического суверенитета повлекла за собой перераспределение бюджета. Государство ежегодно тратит на науку примерно одну и ту же сумму, поэтому санкции фактически не влияют на внутреннее финансирование.
-
Приоритетной задачей для научных организаций, университетов и производителей в Российской Федерации стало создание отечественной высокотехнологичной продукции. Так как это долгий путь, то государство будет заинтересовано в поддержании и фундаментальной науки, и внедрения научных разработок в реальное производство.
Во-вторых, огромное влияние на технологическое образование начали оказывать сформировавшиеся точки роста.
«Ряд знаковых инициатив — Фонд развития Физтех-школ, Кластер ФИЗТЕХ XXI, сеть детских технопарков «Кванториум», ЦМИТы — Центры молодежного инновационного творчества, Кружковое движение, и др. являются важными центрами аккумуляции инноваций в области технологического образования и в перспективе могут стать теми точками роста, вокруг которых будет развиваться система дополнительного образования в области технологии в общероссийском масштабе.
Ключевое место в этом процессе принадлежит Национальной технологической инициативе (НТИ). НТИ оказывает существенное влияние на развитие технологического образования в Российской Федерации. Инициатива объединила представителей бизнеса и экспертных сообществ в целях развития сегмента. Некоторые компании, входящие в НТИ, уже заняли лидирующие позиции на рынке технологического образования, в том числе, внедряя в образовательный процесс и многие элементы STEM-образования», - заключают авторы доклада.
Стратегия развития
Тем не менее, для развития рынка нужно сделать еще достаточно много. Авторы стратегии предлагают комплексное решение проблемы, которое должно развиваться сразу по шести направлениям: законодательное, образовательно-кадровое, экономико-финансовое, инфраструктурное и просветительское.
Среди конкретных мероприятий, которые предлагает инфраструктурный центр, можно отметить следующие:
Создание некоммерческой организации (или возложение этих функций на одну из имеющихся), координирующей коммуникацию между всеми участниками рынка технологического образования
Внедрение отраслевых стандартов для укрепления доверия со стороны инвесторов, регуляторов и потребителей к основным акторам в области технологического образования, в том числе и по модели добровольной сертификации
Укрепление профессорско-педагогического состава российских вузов, особенно по технологическим специальностям, кадровое обеспечение которых на территории России ограничено либо отсутствует, дебюрократизация и создание системы стимулирования для привлечения внештатных специалистов (в особенности в регионах)
Актуализация законодательства с целью устранения устаревших или сдерживающих развитие технологического образования норм
Создание системы опережающей подготовки и переподготовки специалистов, задействованных в сфере технологического образования, а также формирование качественного негосударственного дополнительного образования в данной сфере в соответствии с реестром ключевых технологий
Авторы стратегии считают, что рост налоговых поступлений, рост инновационности российской экономики, рост вклада технологического образования в решение важных государственных проблем в значительной степени превысят затраты на развитие технологического образования.