Тромб на мировой артерии
Канал для фараона
В ночь с 23 на 24 марта в Суэцком канале застрял 400-метровый контейнеровоз Ever Given, принадлежащий японской компании Shoei Kisen KK и находящийся в лизинге у тайваньской транспортной компании Evergreen Marine. Он сел на мель и полностью перегородил канал. Движение оказалось парализовано, а вместе с ним — и мировая торговля. Снять танкер с мели удалось только в ночь на 29 марта, но к этому времени инцидент уже оказал колоссальное влияние на мировую экономику. Чтобы понять, как один корабль может парализовать значительную часть мировой торговли, сперва необходимо выяснить, что такое Суэцкий канал и почему он настолько важен.
Первые идеи о связи Средиземного и Красного морей появились еще в Древнем Египте. Историки не могут назвать точную дату, но, вероятно, первый канал, их соединяющий, появился в XIX-XIII веках до н.э. Сегодня этот проект известен как Канал фараонов. Он начинался от Нила несколько южнее современного Каира. Однако большой популярности канал не снискал и пришел в запустение.
С тех пор канал неоднократно восстанавливался и разрушался. В свое время к нему приложили руку персидские цари, эллинистические правители из династии Птолемеев и римские императоры. Последними владельцами Канала фараонов стали арабы, восстановившие его в VII веке. Однако уже через сто лет они же его и разрушили окончательно, чтобы торговля европейцев с Востоком шла исключительно через Арабский халифат.
С тех пор ключевую роль стали играть сухопутные маршруты, например, знаменитый Великий шелковый путь. Страны Ближнего Востока пользовались своим географическим преимуществом, зарабатывая на посредничестве, но европейцы были вынуждены значительно переплачивать за восточные товары. Естественно, это их не устраивало. Поэтому они начали искать альтернативные торговые пути. Эти поиски привели к открытию португальцем Васко да Гамой морского пути вдоль Африки.
Однако плавание вокруг Африки было долгим и трудным делом. Поэтому европейцы могли задумываться о том, что было бы неплохо соединить Средиземное и Красное моря. Первую попытку предпринял в 1798 году Наполеон, но его проект разбился об ошибки в подсчетах высот и провал завоевания Египта французами. Следующая попытка была предпринята уже в середине XIX века. Она оказалась успешной. От организации заинтересованной компании до официального открытия прошло 23 года и были потрачены баснословные деньги. Тем не менее, 17 ноября 1869 года Суэцкий канал был официально открыт для судоходства.
«Переоценить значение канала трудно»
Канал моментально стал ключевым звеном мировой торговли, существенно ускорившим плавание из Европы в Восточную Азию. Его длина составила 160 км, ширина — до 350 м по зеркалу воды и 45-60 м по дну, глубина — 20 м, а расположен он между городами Порт-Саид на севере и Суэц на юге. Проходить через канал могут корабли с водоизмещением до 240 тысяч тонн, высотой до 68 м и шириной до 77,5 м.
Несколько лет назад была проведена модернизация канала — появилось русло-дублер, благодаря которому стало возможно двустороннее движение судов, хотя осталось довольно много участков с односторонним движением. Но в целом это повысило пропускную способность Суэцкого канала и сократило время ожидания для кораблей.
Сегодня Суэцкий канал, который также считается условной границей между континентами, играет огромную роль. В 2019 году через него прошло 19 тысяч кораблей, то есть около 50 судов в день. Это 1,25 млрд тонн груза, что составляет 12% мировой торговли. Кроме торговли в целом, на канал приходится 30% всех контейнерных перевозок в мире, 10% перевозок нефти и 8% перевозок сжиженного природного газа. Это главный маршрут, по которому нефть поставляется из стран Ближнего Востока в Европу и США. Ежедневно по нему проходит около 600 тысяч баррелей сырой нефти. По данным Lloyd’s List ежедневно по Суэцкому каналу в западном направлении через канал поставляется товаров на 5,1 млрд долларов, в восточном — на $4,5 млрд.
«Суэцкий канал — один из самых важных торговых транспортных путей в мире и главный маршрут для поставки нефти из стран Ближнего Востока в Европу. На него приходится 12% всей мировой торговли и, по разным оценкам, от 5% до 10% мировых поставок нефти. Для стран Залива, экспортирующих нефть, переоценить значение канала трудно, так как энергоресурсы — это основа их экономики. Именно поэтому блокирование Суэцкого канала на несколько дней привело к довольно крупным финансовым потерям компаний аравийских монархий», — отметил в комментарии для Indicator.Ru референт Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Бочаров.
Важен канал для Египта не только стратегически. «Он является одной из основных статей дохода, принося египетской казне 5-6 млрд долларов в год», — рассказал корреспонденту Indicator.Ru Рами Эль-Кальюби, арабист и преподаватель Школы востоковедения Высшей школы экономики.
Альтернативный маршрут вдоль побережья Африки длиннее на восемь тысяч километров и дольше на две недели, при этом топливо в портах на этом пути начало дорожать, а к востоку от континента есть относительно высокий шанс нарваться на пиратов. Другой вариант — Северный морской путь вдоль побережья России. Однако свободная навигация там возможна только с июля по октябрь. В другие месяцы океан скован льдом, и для прохода кораблей необходимо использование ледоколов, из-за чего Севморпуть не может расцениваться как равная альтернатива.
Кто виноват?
Вся эта важная артерия современной торговли оказалась полностью парализована 24 марта. Виновником этого стал сверхбольшой контейнеровоз Ever Given. Это построенное в 2018 году судно размером 400 м в длину и 59 в ширину относится к Triple E-классу и способно перевозить 20 тыс. морских контейнеров. Это один из самых больших контейнеровозов в мире. В этот раз он шел из Китая в Нидерланды — конечной точкой был Роттердам.
Спокойному плаванию гиганта помешала погода. «Примерно в шести морских милях от южной границы канала судно, по всей видимости, столкнулось с внезапным порывом сильного ветра, который заставил корпус отклониться от курса и случайно сесть на мель», — сообщила компания Evergreen. По данным египетских синоптиков, на этот район во вторник обрушилась сильная буря, из-за чего скорость ветра достигала 50 км/ч. По другой версии, на судне отключилось электричество. Но компания Bernhard Schulte Shipmanagement, которая занимается техническим менеджментом контейнеровоза, заявила, что их первоначальное расследование исключает вероятность механической неисправности или отказа двигателя.
Еще одна версия основана на коррупции. «Интерфакс» со ссылкой на российских перевозчиков сообщает, что лоцманы, всегда сопровождающие корабли в канале, иногда требовали у капитанов судов некие «дополнительные бонусы», чтобы спокойно провести корабль. Но исключать вероятность ошибки самого капитана также нельзя.
В то же время, существует гипотеза, что блокировка Суэцкого канала была спланированным мероприятием, направленным на повышение цен на нефть. Сторонники такой версии связывают инцидент с атаками хуситов, военизированной группировки мусульман-шиитов из Йемена, на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии, которые произошли 8, 19 и 24-25 марта. Эти атаки сопровождались ростом цен на нефть, но небольшим, что и могло быть главной целью. Сторонники гипотезы полагают, что инцидент в Суэцком канале укладывается в попытки некоторой стороны поднять цены на нефть. Этой стороной называют Иран, который накануне президентских выборов пытается поднять стоимость нефти, чтобы получить больше денег. Иран поддерживает хуситов и может влиять на их действия, а блокировка Суэцкого канала никак не помешает его торговле, так как из-за санкций он не может торговать с Европой и Америкой и его основные клиенты расположены на востоке. На искусственный характер аварии также намекает недвусмысленная фигура, которую корабль изобразил на воде перед входом в канал.
Версия об искусственном характере инцидента похожа на конспирологическую теорию, пока не будет доказано обратное. Она основана не предположениях. Пока что доказательств причастности Ирана к блокированию Суэцкого канала нет.
Иван Бочаров
Референт Российского совета по международным делам
Что бы ни было причиной инцидента, в результате случившегося вокруг Суэцкого канала возникла пробка из кораблей. За несколько дней после блокировки у входов в канал скопились сотни судов, суммарно перевозящие около 10 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов. Часть из кораблей, в том числе принадлежащий все той же компании Evergreen контейнеровоз Ever Greet, изменили свой маршрут и направились в обход Африки.
Однако спустя 6 дней Ever Given сняли с мели. Для этого, как сообщает Bloomberg, пришлось использовать 10 буксиров и вырыть 27 тысяч м3 песка на глубину 18 метров. К этому моменту в пробке застряло 437 кораблей.
Теперь, как заявил на пресс-конференции глава управления Суэцкого канала Усама Рабиа, будет проведено расследование. В его результате планируется выявить виновных, которые выплатят компенсации пострадавшим сторонам, к которым Рабиа отнес и Суэцкий канал. Кроме того, он высказал сомнение в версии компании Evergreen. «Сильные ветра никогда не приводили к закрытию канала. Да, это могло быть тем фактором, что привел к аварии. Но не забывайте, что первым ответственным и тем, кто управляет судном, является капитан. Лоцман выполняет консультативную функцию, а вот принятие окончательного решения остается за капитаном», — заявил Рабиа. Тем не менее, глава управления Суэцкого канала опровергает версию, что это была спланированная акция.
Интересно, что для Ever Given это не первая авария. В начале 2019 года он столкнулся с небольшим паромом в порту Гамбурга. Но последовавшее расследование не нашло вины капитана и штурмана.
Что дальше?
Тайваньское судно — не первое, остановившее Суэцкий канал. Подобные инциденты по разным причинам уже происходили в прошлом. Например, однажды канал был полностью перекрыт на восемь лет — с 1967 по 1975 года. Причиной стали арабо-израильские войны. Случались и перекрытия из-за аварий, подобных инциденту с Ever Given. Так, в ноябре 2004 на мель сел танкер компании «Совкомфлот» Tropic Brilliance, на три дня перекрыв движение по каналу. Однако в большинстве случаев движение по Суэцкому каналу останавливалось не более чем на сутки. Поэтому инцидент, остановивший движение почти на неделю, оказался исключительным.
В первые дни, когда конкретные сроки блокировки канала были неизвестны, аналитики начали подсчитывать потенциальные убытки. Эксперты страховой компании Euler Hermes оценили, что инцидент мог бы обойтись в мировой экономике потерями в размере 6-10 млрд долларов в неделю, что равно 0,2–0,4 процентного пункта роста мировой торговли. Bloomberg с ними несогласны. Они оценивали ежедневные потери от блокировки канала в 9,6 млрд долларов.
Кроме того, аналитики опасались и «эффекта домино». Пробка на канале могла бы привести к задержкам поставок, увеличению стоимости сырья и конечных изделий. В таком случае рост торгового оборота мог бы снизится дополнительно на 1,4 процентного пункта, или на 230 млрд долларов.
Однако эти опасения не сбылись, и судно уже не мешает движению в канале. Тем не менее, даже шести дней хватило, чтобы нарушить мировую логистическую систему. На ликвидацию последствий, прогнозируют эксперты, могут уйти недели и месяцы. И это все равно приведет к задержке поставок, хоть и не такой страшной, как прогнозировалось. А если поставки задерживаются, то останавливаются производственные конвейеры, что влечет за собой проблемы в производстве.
Кроме того, как отмечают эксперты, наибольшие проблемы будут у небольших компаний и продавцов скоропортящихся товаров. Их убытки могут оказаться очень серьезны.
Важно также то, что многие грузовые суда теперь столкнутся с пробками в портах прибытия. Дело в том, что открытие канала резко увеличит количество прибывающих кораблей. У портов могут возникнуть сложности с их оперативной разгрузкой, что приведет к появлению новых заторов.
Пока сложно точно оценить последствия для мировой экономики. Как полагают эксперты, речь может идти о десятках миллиардах долларов. Отчасти это зависит от скорости, с которой движение в Суэцком канале полностью восстановится.
«В целом, в мировой экономике не произошло какой-то катастрофы. Все идет своим чередом. Да, была неделя паники, но она, в принципе, уже улеглась, и мы видим, что рынки достаточно стабильные», — отметил в беседе с Indicator.Ru Рами Эль-Кальюби.
О нефти и кораблях
Однако инцидент с Ever Green привел не только к убыткам мировой экономики в целом. Выше уже отмечалось, что Суэцкий канал играет важную роль в мировой торговле нефтью. Причем одним из главных ее экспортеров через канал является России, наряду с Саудовской Аравией. Поэтому авария Ever Green не могла не сказаться на нефтяном рынке. Уже на 24 марта цена на нефть поднялась с 60 долларов за баррель до 64,4. Тем не менее, через сутки цена упала до 62 долларов за баррель. И даже если был чей-то скрытый замысел с привлечением хуситов, то он оказался неудачным. Рост цен на нефть если и продолжится, то будет кратковременным.
«Пока мы не видим какого-то серьезного влияния на мировую торговлю нефтью, так как последствия происшествия удалось достаточно быстро устранить и движение судов налаживается. Это займет считанные дни. Для России последствия будут меньше, чем для Персидского залива, так как изначально Россия поставляет нефть в Китай и Европу другими путями. Для нее Суэцкий канал не является основной артерией для транспортировки нефти», — рассказал Indicator.Ru Рами Эль-Кальюби.
Согласен с ним и Иван Бочаров. «Цена на нефть выросла, затем была скорректирована рынком. Блокирование Суэцкого канала нанесло ущерб мировой торговле, и российским компаниям в том числе. Но серьезных последствий для России не будет. А вот для арабских стран эхо блокировки ключевого морского торгового пути будет ощущаться еще долго, от нескольких недель до нескольких месяцев, — отметил он.
Причиной этого стали гигантские запасы нефти в Европе и США, которые страны накопили за пандемию. Так им удалось без проблем компенсировать дефицит. Кроме того, сказалось и сокращение китайского импорта нефти — там нефтепереработчики также переключились на накопленные запасы. «Рост цены не будет значительным — через Суэцкий канал перевозится только около 10% нефти, которая транспортируется по морю, есть альтернативные маршруты, по котором “застрявшая” нефть может быть поставлена, а в нефтехранилищах по всему миру остается больше нефти, чем обычно в результате перепроизводства в прошлом году», — приводит «Интерфакс» слова Дмитрия Маринченко, старшего директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch. И действительно, практически сразу после появления сообщений о снятии контейнеровоза с мели цены на нефть немного опустились.
Также многие эксперты полагают, что Россия может извлечь из инцидента некоторую выгоду. Случай может изменить отношение покупателей к российским проектам и незначительно поднять стоимость нефти марки Urals.
Плюсы из инцидента смогли извлечь и владельцы танкеров. Они терпели убытки с начала февраля, так как цены на морские перевозки падали. Причиной этого стало решение стран ОПЕК+ продлить сокращения добычи и экспорта сырья. Объемы перевозок снизились и на рынке появилось большое количество свободных судов. Однако блокировка Суэцкого канала с первого же дня привела к росту цен. Однако долгосрочного эффекта у этого не будет, уверен Рахул Капур, руководитель отдела морской аналитики и исследований. Как он рассказал Bloomberg, восстановление танкерного рынка зависит от увеличения добычи нефти и роста экспорта сырья, но пока нет никаких признаков, что это произойдет в ближайшее время.
Что ждет мировые грузоперевозки?
К счастью для грузоперевозчиков, Ever Given достаточно быстро смог выбраться. Однако сам факт инцидента заставил компании обратить внимание на альтернативные способы доставки товаров, что может быть выгодно и для России. «Считаем, что ситуация в Суэцком канале серьезно поменяет мировую логистику и отношение перевозчиков и грузовладельцев к потенциальным возможностям СМП (Северный морской путь — Indicator.Ru) как альтернативе Суэцкому каналу. Как только безопасность, регулярность и экономическая эффективность прохождения по СМП подтвердится, спрос на эту транспортную артерию изменится», — рассказал ТАСС Александр Неклюдов, генеральный директор ООО «Русатом карго», который входит в состав Росатома. Именно госкомпания управляет Северным морским путем.
Это происшествие, безусловно, подстегнуло интерес в России к развитию Северного морского пути. Но есть проблемы. Во-первых, если говорить языком цифр, то за первые девять месяцев прошлого года, как заявлял наш премьер-министр Михаил Мишустин, было перевезено всего 24 млн тонн. На сегодняшний день это в десятки раз меньше, чем перевозится через Суэцкий канал. Во-вторых, большую часть года транспортировки через Северный Морской Путь требуют использования ледоколов. Это безусловно негативно сказывается на себестоимости таких перевозок и снижает их рентабельность. Но другой стороны, с учетом глобального потепления, если оно будет идти такими же темпами, то уже к середине века будет возможна навигация по Северному морскому пути и без ледоколов. Тогда Северный Морской Путь действительно может стать серьезным конкурентом Суэцкому каналу, но это произойдет не ранее чем через 30 лет
Рами Эль-Кальюби
Преподаватель Школы востоковедения ВШЭ
Тем не менее, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил растущую значимость СМП. «Всю последнюю неделю мы наблюдали, и возможные ситуации, я имею ввиду инцидент в Суэцком канале, [подтверждают], что актуальность Северного морского пути возрастает и показывает, что такой транспортный коридор необходим», — приводит его слова ТАСС. Тем не менее, Севморпуть не может считаться равной альтернативой, пока по нему не станет возможным круглогодичное плавание. Кроме того, есть и другие сложности.
«То, что произошло, окажет некоторое влияние на развитие альтернативных маршрутов доставки грузов. Вице-премьер Юрий Трутнев заявил о том, что Северный морской путь — единственная альтернатива Суэцкому каналу. Схожие мнения выражают и некоторые другие чиновники и представители экспертного сообщества. Однако нужно помнить, что арабским компаниям направлять суда в Европу через Арктику — невыгодно, а Китай — скорее всего станет активнее развивать транспортные пути в рамках проекта “Один пояс, один путь”. Не думаю, что Северный морской путь получит большой импульс для дальнейшего развития», — рассказал корреспонденту Indicator.Ru Иван Бочаров.
Кроме того, инцидент может привлечь внимание к железнодорожным перевозкам. «Мы уже сейчас видим обращения от клиентов, которые раньше возили только этим путем, через Суэцкий канал, а теперь смотрят на альтернативную перевозку грузов из Азии транзитом в Европу через территорию России», — приводит «Коммерсант» слова Германа Маслова, вице-президента по линейно-логистическому дивизиону FESCO.
Крупные транспортные компании действительно обратили внимание на перевозки грузов другими способами. Например, французская CMA CGAM (один из крупнейших грузоперевозчиков в мире) заявила, что рассматривает все альтернативные маршруты, включая доставку грузов через железную дорогу и авиатранспортом.
Об изменениях в мировой логистике говорит и Сорен Скоу, руководитель контейнерной линии компании Moller-Maersk, крупнейшего грузоперевозчика в мире. По его прогнозам, предприятия начнут отказываться от «голых» поставок just-in-time и разнообразят источники поставок. Кроме того, ставки контейнерного фрахта в ближайшие месяцы продолжат расти. Авария также может заставить задуматься о постоянном увеличении размеров кораблей, которые могут быть слишком велики для отдельных участков своего маршрута.
Изменения ждут и сам Суэцкий канал. 30 марта правительство Египта объявило о планах создать вдоль канала сеть портов и железных дорог, которая соединит Красное и Средиземное моря. «Египет работает над соединением Красного моря со Средиземным сетью портов и железнодорожных линий. Мы также работаем над реализацией множества планов по развитию различных регионов страны, в том числе порта Эль-Ариш», — приводит слова президента Абдель Фаттах ас-Сиси информационный портал Al-Masry Al-Youm.