Ученый и инженер как герой нашего времени
Эксперты возлагают на ученых и инженеров миссию творцов и создателей нового порядка. Эти две роли дополняют работу друг друга, их компетенции пересекаются: инженеру нужна научная подготовка, а ученому – разбираться в технологиях. При этом важно не создавать ложный образ «простого успеха», а показывать и сам путь научных открытий и инженерных разработок: не только через открытия и успех, но и через поиск и ошибки. Такие выводы содержатся в экспертном докладе «Ученый и инженер – герои нашего времени», который АНО «Национальные приоритеты» представила 28 ноября на IV Конгрессе молодых ученых. Модератором сессии «Научные кадры России: тенденции, проблемы, перспективы», на которой обсуждался этот доклад, выступила руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова.
«Мы каждый год делаем экспертные доклады по разным национальным проектам. И третий год подряд мы на Конгрессе молодых ученых (КМУ) представляем экспертные доклады по нацпроекту „Наука и университеты“. В этом году мы делали экспертный доклад по теме „Научные кадры“, потому что кадровая проблема сейчас есть во всех без исключения отраслях. По данным нашей социологии, которую мы также подготовили к КМУ, 18% школьников (старшеклассников) хотят быть учеными. При этом 74% школьников хотят идти в колледжи, в этом смысле „Профессионалитет“ победил. Но, с другой стороны, если в ученые захотят пойти 74%, это будет странно. При этом 65% родителей хотели бы, чтобы их ребенок пошел в науку», — сообщила Юлия Грязнова.
Она добавила, что подробно с данными этих социологических исследований можно ознакомиться на сайте Десятилетия науки и технологий – Наука.рф:
Основные данные из доклада, в создании которого принимали участие 28 экспертов, представила генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.
«Факторы высокого спроса на ученых и инженеров выделяли эксперты, ученые, которые принимали участие в наших глубинных обсуждениях и интервью. Среди этих факторов: переход от постиндустриального к информационному обществу; появление новых отраслей, сфер познания и деятельности; сворачивание процессов глобализации и переход к регионализации, что ставит перед странами и макрорегионами задачу технологического суверенитета», — рассказала София Малявина.
Образ ученого и инженера
От ученых и инженеров в ближайшем будущем эксперты ожидают наличия следующих компетенций: высокая скорость мышления и коммуникаций, долгосрочное видение в горизонте до 15 лет, готовность к командности и кооперациям, мультидисциплинарность, использование разнообразных цифровых инструментов, в том числе ИИ. Важным фактором роста числа ученых и инженеров становится создание мотивирующего и привлекающего образа этих профессий, образа, основывающегося на их реальной миссии для общества. Мир в ближайшем будущем будет кардинально другим. Технологии в нем будут играть решающую роль. И делать этот новый мир будут во многом ученые и инженеры. Они – одни из главных создателей нового порядка.
Новая роль строителя мира будущего и интересы аудитории формируют три ключевых образа современного ученого и инженера: спаситель мира, человек, который занимается поиском конкретных решений; тот, кто может создать что-то работающее и «невозможное» (например, полет в космос и выживание в нем); тот, кто умеет улучшать и делать более комфортной повседневную жизнь.
Главные черты образа
Связка «ученый-инженер». Ученый и инженер дополняют работу друг друга, их компетенции пересекаются: инженеру нужна научная подготовка, а ученому – разбираться в технологиях.
Лидерство и воля к победе. Образ ученого и инженера – активный, волевой человек, который знает, «что делать», которому хочется подражать. Это тот, кто стремится достичь поставленной цели и обладает волей к победе не меньше, чем, например, спортсмен.
Молодость и открытость для мира. Сейчас ученые и инженеры больше ассоциируются со взрослыми серьезными людьми, которые занимаются сложными разработками. Для привлечения молодежи важно показывать молодых ученых и инженеров, которых становится много и в реальности. Они способны сломать стереотипы о закрытости научного сообщества, потому что способны живо и харизматично рассказать о науке.
Сложный путь через поиск и ошибки. Важно не создавать ложного образа «простого успеха», а показывать и сам путь научных открытий и инженерных разработок: не только через открытия и успех, но и через поиск и ошибки.
Спрос и предложение
Дефицит в молодых кадрах снизился благодаря нацпроекту «Наука и университеты», инициативам Десятилетия науки и технологий и другим программам. Но сохраняется высокая потребность в ученых и инженерах «среднего звена» — специалистах, которые обладают достаточным опытом, чтобы самостоятельно ставить себе задачи, объединяться в коллективы и заниматься исследованиями и разработками.
Молодых специалистов становится больше
Популярность научных и инженерных профессий растет. Растет конкурс на научные и инженерные специальности. Студенты обучаются по программам, созданным с учетом запросов корпораций, а затем продолжают работу по выбранному профилю. В вузах и НИИ создаются лаборатории для молодых ученых, растет количество грантов для исследований, а также запросы на проведение прикладных исследований для заказчика.
Сохраняется дефицит «среднего звена» - ученых, которые могут:
-
Самостоятельно вырабатывать гипотезы
-
Ставить себе задачи и решать их
-
Самостоятельно формировать и вести научные коллективы
В 2018–2024 годах реализуется нацпроект «Наука и университеты», цель которого до 2030 года — войти в десятку стран-лидеров, ведущих разработки в приоритетных областях. Благодаря нацпроекту развиваются трехсторонние объединения представителей образования, науки и производства, появляются научные коллективы, способные подготовить новое поколение ученых, создается инновационная инфраструктура и уникальные научные установки. В 2021 году программа «Приоритет-2030» поставила цели — увеличить долю российской науки на глобальном рынке исследований и разработок, обеспечить привлекательность работы в России для ученых, подготовить кадры для приоритетных направлений, развивать интеграцию университетов с научными организациями и бизнесом. Кроме того, в Десятилетие науки и технологий реализуются 18 инициатив для привлечения молодых ученых и инженеров, и повышения доступности информации о перспективах и достижениях российской науки. С 2023 года Министерство науки и высшего образования РФ реализует проект «Популяризация науки и технологий».
За время реализации проектов в 2022–2024 годах достигнуты следующие результаты:
-
Россия заняла 9-е место по объему научных исследований и разработок;
-
17 кампусов мирового уровня находятся на разной стадии реализации;
-
15 научно-образовательных центров мирового уровня уже работают в стране;
-
более 30% — доля профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39 лет;
-
создано 940 молодежных лабораторий;
-
более 7 млн человек приняли участие в мероприятиях инициативы «Площадки для взаимодействия науки, бизнеса, государства и общества».
С 2025 года часть мероприятий нацпроекта «Наука и университеты» войдет в новый нацпроект «Молодежь и дети». Программа «Приоритет-2030» будет трансформирована с учетом приоритетов научно-технологического развития России.
«У нас многое сделано по нацпроекту „Наука и университеты“, многое делается по президентскому направлению, в частности, выделю гранты Российского научного фонда. Реновация и обновления научной инфраструктуры, лабораторий. В том числе новый тип — молодежные лаборатории, которые создаются на базе вузов. Если посмотреть, что было шесть лет назад, когда стартовали национальные проекты, то разница колоссальна и очевидна всем», — подчеркнула София Малявина.
По мнению экспертов, для закрытия имеющегося дефицита кадров и уменьшения дефицита в будущем важно перейти на единый, бесшовный процесс выращивания кадров: от детского сада до НИИ или корпораций, развивая для поддержки этого процесса популяризацию науки и технологий для самых разных возрастов и уровня образования.
«Ученые и представители бизнеса говорят о начале воспитания ученого, начиная с детского сада, а также о внедрении разных форматов, которые интегрируются на разных этапах подготовки. Именно поэтому существует отдельная инициатива „Научные детские площадки“ Десятилетия науки и технологий, которая пересекается с нацпроектом „Жилье и городская среда“. Синергия двух проектов позволила сделать научные площадки по разным направлениям, чтобы дети сразу начинали познавать мир и науку во время игры», — отметила София Малявина.
В России уже накоплен богатый опыт разных эффективных решений на всех этапах этого процесса: создания интереса к науке или инженерии и профессионального самоопределения, образования, сохранения и развития зрелых специалистов. Ряд решений представлен в докладе, остальные нужно собирать, систематизировать и лучшие из них тиражировать.