Учить и лечить: на что способны игры
Как с помощью iPad излечиться от расстройства зрения, чем полезен Pokemon Go!, как с помощью игр выучить язык или приобрести способности к математике и каким образом играючи стать автором научной статьи — об этом в своем обзоре рассказывает Indicator.Ru.
Видеоигры — один из тех типов игр, где, с точки зрения воздействия на игрока, участие важнее победы. Правда, как легко догадаться, воздействие это может быть не только положительным.
Лучше через iPad, чем одним глазом
Исследование, опубликованное в журнале JAMA Ophthalmology, посвящено особому типу игр, которые помогают бороться с амблиопией (или «ленивым глазом») — расстройством зрения, при котором нарушается функция зрительного анализатора. Для коррекции нарушения 14 детям в возрасте около семи лет предложили поиграть в игры с приключенческим сюжетом на iPad, надев на них специальные очки. Через эти очки здоровый глаз видел слабо контрастное изображение, глаз с нарушением видел ту же картинку с резкой контрастностью, и при этом оба глаза четко и ярко видели задний фон. Играть нужно было по часу в день 5 дней в неделю на протяжении двух недель. Другим 14 детям временно выдали очки с заклеенным у здорового глаза стеклом (традиционная методика лечения амблиопии).
В первой группе заметное улучшение через две недели наблюдалось у пяти детей, тогда как во второй — только у одного. Когда детям из второй группы тоже выдали задание взяться за игры в специальных очках и все 28 детей поиграли еще две недели, результаты второй группы тоже улучшились, и они сравняли счет. При ношении очков с одним заклеенным стеклом, как сообщают авторы работы, такой эффект достигается только за полгода.
Пикачу, забери мой жир!
Доктор Маргарет Маккартни, колумнистка в научном журнале BMJ , призывает играть в Pokemon Go!, если человек хочет избавиться от лишнего веса и других проблем с физической формой.
Сама родом из Глазго, она описывает, как ее город стал площадкой для игры. Положительным эффектом от участия в ловле покемонов стало повышение физической активности, которое она наблюдает, в том числе, у себя и своих детей.
Конечно, отмечает Маккартни, игра не относится к приложениям, призванным следить за здоровьем, и не мотивирует заниматься физкультурой, но, в конце концов, игроку приходится много ходить, что само по себе может благотворно влиять на его состояние. Так, один из скачавших приложение в Великобритании в процессе игры прошагал 225 километров; другие отмечали, что она помогает бороться с депрессией. К тому же, чаще появляясь под солнечными лучами, игроки могут избежать нехватки витамина D, а также укрепить сердечно-сосудистую систему.
С другой стороны, отмечает колумнистка, в сети полно историй о людях, которых из-за этой игры пришлось доставать из моря или пещер, и даже о перестрелках между американскими подростками, из-за того что они не поделили покемонов, так что такая активность не может рассматриваться отдельно от сопутствующих рисков, которые нужно учитывать и стараться снижать.
Видеоигры: хорошие, плохие, научные
Согласно статье, опубликованной еще в 2010 году в журнале Psychological Science, если школьники начальных классов играют в видеоигры, у них остается гораздо меньше времени на учебу, и через несколько месяцев это сильно отражается на их успеваемости. Если это происходит в период обучения основам счета и письменной речи, то в дальнейшем им будет все сложнее нагнать отставание, чтобы соответствовать требованиям и стандартам (сдавать экзамены, учиться в университете). Этот эффект и безо всяких исследований наблюдали многие родители, готовые слать проклятия на головы создателей игр, отнимающих от учебы их чад драгоценное время.
Однако нельзя сказать, что нет видеоигр, в учебе не помогающих. Некоторые из них даже становятся двигателем научного прогресса и позволяют совершать настоящие открытия. Так, вот в этой игре пользователи помогают ученым разбираться в связях между нейронами, здесь любой желающий может помочь науке посворачивать белки, на этом сайте можно поиграть в сворачивание РНК, а тут можно найти игры, которые помогают бороться с раком.
В пресс-релизе от Университета Макгилла говорится об одной из самых интересных игр подобного типа, Phylo, которая помогает выравнивать последовательности ДНК. Игра, похожая на тетрис, состоит в том, чтобы двигать цветные квадратики, находя лучшее решение их расположения. Лишь за первый год 17 000 зарегистрированных пользователей помогли найти решение 350 000 задач, с которыми не могли справиться компьютерные алгоритмы, и уточнить данные о работе 521 гена, связанного с различными заболеваниями (болезнь Альцгеймера, рак и др.). Удобство игры для ученых состоит в возможности загружать туда свои нерешенные задания, а для пользователей она способ не чувствовать ни малейшей вины за потраченное на развлечения время и даже стать соавтором настоящей научной статьи.
Игры с числами, чтобы вырастить Эйнштейна
Обычно считают, что математические навыки трудно развить и существенно улучшить: это либо «дано», либо нет. Ученые из Университета Джонса Хопкинса решили проверить, настолько ли нет надежды разобраться с числами у тех, кто с детства не проявляет большого интереса к арифметике и не может сложить две двойки.
«Математические способности не только могут меняться, на них можно повлиять в течение короткого времени», — утверждает Джингджинг Дженни Ванг, соавтор работы, опубликованной в Journal of Experimental Child Psychology.
Дети человека и других животных рождаются с внутренним интуитивным ощущением количества. Любой ребенок, если он любит сладости, выберет тарелку, где лежит много печенья, если ему предоставить такой выбор, ведь даже еще не умея считать, он приблизительно может сравнивать количества. Эта способность может быть натренирована и немного соотносится с дальнейшими математическими успехами. Ученые задались вопросом: нельзя ли улучшить и математические способности через тренировку этой системы оценивания приблизительного количества?
Для этого они разработали компьютерную игру (см. видео выше) с заданиями разного уровня сложности, где дети должны оценивать количество точек. В экспериментах поучаствовали воспитанники детских садов. Одной группе детей давали задания в игре по возрастанию степени сложности, другой — по убыванию, третьей — перемешанные задания. После 5 минут игры дети решали лексические и математические тесты. Было показано, что на тесты, связанные со словами, как и ожидалось, игра не повлияла, а вот математические тесты было легче всего решать тем, кто начал с легкого уровня в игре. Эта группа детей ответила правильно на 80% вопросов, те, кто двигался по нисходящей линии, справились лишь с 60% заданий, а третья группа решила верно 70%.
Играючи преодолеть языковой барьер
Многим веселее играть в игры, в которых требуется взаимодействие с другими людьми, а не только с компьютерной программой. Такие игры можно с успехом использовать для тренировки своих языковых навыков, общаясь с участниками из-за рубежа. Более того, есть специальные игры, «заточенные» на изучение иностранных языков, например, игра Crystallized. В процессе этой игры участники должны решать задания и запоминать слова, которые произносят другие игроки, чтобы конструировать из них речь своего «аватара».
В своем докладе на конференции по взаимодействиям человека и компьютера ученые из Корнелльского университета проверили эффективность такой методики на 48 студентах. Они должны были играть с партнерами, которые сидят в другой комнате, общаясь с ними посредством чата. Одна из групп студентов играла в другую версию игры, где партнеры должны были не только общаться, но и выполнять задания вместе. Эта группа показала более высокие результаты по количеству новых выученных слов.
Это связано с тем, что взаимодействие с другими игроками больше мотивирует людей, и они получают от процесса и пользу, и удовольствие. «Мы надеемся создать такую экспериментальную методику, которая явственно покажет, что студенты понимают не только как что-то сказать на иностранном языке, но и когда и почему им следует это сделать», — заключают авторы исследования.
Смилуйся, полосатая рыбка, дай ты детям ума палату
Рыбка данио-рерио (Danio rerio, или по-английски «zebrafish»), конечно, все желания исполнять не умеет, как героиня сказки Пушкина. Однако она может повлиять на успеваемость учеников и привлечь их к занятиям наукой, сообщается в журнале PLOS Biology.
В проекте под названием BioEYES, в котором с 2011 по 2015 год поучаствовали 19 463 школьника из 104 школ США и 25 школ Австралии, ребятам предложили вырастить этот модельный организм из единственной клетки. В процессе этой работы дети узнавали о строении клеток, ДНК и анатомии человека и животных.
«Дети не могут дождаться, когда наконец им выпадет шанс понаблюдать за своей рыбкой, — рассказывают авторы исследования. — Дети так сосредоточены на экспериментах, что это даже не ощущается как школа».
После такого обучения в игровой форме дети стали чаще положительно отвечать на вопрос, понимают ли они, каково это, быть ученым, и на 48% улучшили свое знание научных концепций, входящих в школьную программу. Академическая успеваемость детей, видящих образовательный процесс, построенный вокруг растущей рыбки, как игру, выросла на 27%.
Это в очередной раз доказывает, что дети гораздо лучше учатся через игру и эффективнее усваивают знания не из книг, а из ситуаций, более приближенных к действительности. Зная это, опытный педагог может использовать элементы игры, современные технологии и эксперименты, чтобы интересовать и мотивировать своих учеников.