Опубликовано 17 ноября 2017, 15:00

Как студенты собирают университет будущего

Репортаж с хакатона «Собери Университет 20.35»
Как студенты собирают университет будущего

© Наталья Селиверстова/РИА

С 7 по 9 ноября в рамках баркемпа «20.35» в шести российских городах прошел первый этап самого крупного хакатона в области образования — «Собери Университет 20.35». В нем приняли участие 462 человека из 17 городов России, которые разбились на 99 команд. Как проходил хакатон, кто его выиграл и что о нем думают участники, рассказывает Indicator.Ru.

Хакатон был организован Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках запуска первого в России цифрового Университета НТИ «20.35». По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова, этот университет будет отличаться от традиционных вузов: в нем не будет ректора, дипломов и традиционных занятий. Курсы будут выстраиваться в соответствии с индивидуальными потребностями и запросами обучающихся. По окончании университета для выпускников вместо диплома будет подготовлен цифровой профиль их достижений и навыков. По заверениям организаторов, университет полноценно заработает к 2020 году, а первыми студентами, которые начнут в пилотном режиме учиться уже сейчас, станут сотрудники российских технологических компаний и участники рынка Нейронет.

В рамках хакатона команды получили задание разработать сервисы, приложения, модули и платформенные решения для цифрового университета. «Очень много проектов, которые анализируют онлайн-курсы и траектории движения обучающегося, как их формировать оптимальным образом. Есть много проектов, которые выросли из потребностей студентов в университете: онлайн-расписания, как находить себе работу, исходя из ваших знаний, какие знания необходимы, чтобы получить нужную должность или нужную вакансию, и на какие суммы вы можете рассчитывать», — рассказал один из организаторов хакатона в Санкт-Петербурге, ведущий аналитик Data Science, Jet Infosystems Николай Князев.

Indicator.Ru побеседовал с участниками команд, работавших на площадке «Точки кипения» в Санкт-Петербурге, о том, какие сервисы они подготовили.

Команда Санкт-Петербургского государственного политехнического университета:

«Нам стало интересно, чем бы мы могли помочь таким же студентам, как мы сами, что лично нам нужно. У студента-айтишника есть такая проблема. IT-отрасль сейчас очень быстро расширяется, если ты сейчас изучил один язык программирования, возможно, ты не просто можешь стать специалистом и пойти по проторенной дорожке. Можно пойти по 50 примерно дорожкам, стать front-end разработчиком, back-end разработчиком этого языка, кем угодно. Вариантов очень много, еще больше их становится, если ты знаешь несколько языков, несколько технологий. Поэтому студентам сейчас очень сложно. Я знаю, что я изучила в университете и на какую тему проекты писала, но я не представляю, как это может пригодиться моим работодателям и на какую специальность я могу пойти», — рассказала участница одной из команд, студентка СПбПУ Любовь Курафеева.

«Я могу использовать Head Hunter, потому что там действительно много профессий, но я не знаю, что вбивать в заголовок резюме. Junior специалист? А по какому языку? Junior специалистов тысячи тысяч. Или кто я, начинающий разработчик? Тогда мне предлагают не программное обеспечение. Таким студентам хотим помочь мы. Наша идея заключается в том, что мы по тому, какие курсы студент прошел и какие навыки у него есть помимо этих курсов, определяем, в каких примерно отраслях программирования используются эти навыки. Также мы выясняем, каких навыков студенту не хватает в этих отраслях», — рассказала Любовь. Программа анализирует запросы студента и работодателей и дает рекомендации, например, по тем компетенциям, которых студенту не хватает, а также курсам, где их можно получить.

Команда Университета ИТМО:

«Мы пытаемся реализовать визуализацию индивидуальной траектории развития и собирания определенных навыков и компетенций для каждого пользователя нашей системы. Нам выдали список курсов на Coursera и направленность курсов, как они связаны по темам. На основе этих данных некоторые люди из нашей группы проводят машинное обучение, которое бы впоследствии подсказывало, какие курсы человеку было бы благоприятнее проходить по условиям прохождения, по его текущим скиллам (skill — от англ. навык, — прим. Indicator.Ru) и по другим заданным критериям пользователя, например, по цене или местонахождению. Человек сам строит свою траекторию обучения. Наша система будет лишь подсказывать наиболее релевантные варианты», — рассказала студентка Университета ИТМО Дана Жетесова.

Команда Казанского федерального университета:

«Наша идея — заместить в университетах те вещи, которые либо сложно достать, либо они дорого стоят, либо опасны. Это может быть двигатель от самолета. Купить его довольно сложно, он даже б/у стоит довольно много, и найти сложно. Каждому студенту дать разобрать опасно, потому что и повредить можно, и не собрать, и так далее. Мы предлагаем VR-решение — оно не стоит дорого, тем более сейчас — для сборки, разборки, демонстрации любых трехмерных объектов», — рассказал Артур Низамутдинов из Казанского федерального университета.

По правилам хакатона в каждом городе были выбраны три команды, которые заняли призовые места. В Санкт-Петербурге из-за большого количества участников хакатон был разделен на два потока, и в результате были определены победители и призеры каждого из них.

В Томске победила команда Init 8, предложившая решение по бесплатному взаимному обучению. Платформа помогает найти человека, который может научить интересующему вас предмету и сам заинтересован в обучении. Если человек знает программирование и хочет учиться истории, то система автоматически найдет подходящих для него репетиторов (тех, кто знает историю и хочет изучать программирование).

В Москве первое место заняла команда Digital Aristotle, которая разработала приложение для преподавателей, помогающее оценивать работы студентов с помощью технологии искусственного интеллекта. Команда-победитель из Махачкалы предложила систему мониторинга биометрических параметров обучающихся для адаптации образовательной программы и формирования индивидуальной образовательной траектории.

Команда «Электронный конструктор VR» из Владивостока предложила образовательный проект, на основе давно забытой игре «Знаток». Проект обучает старшеклассников и студентов первых курсов, у которых в программе есть занятия по физике и электронике, составлять электрические цепи.

Команда «СОС» (Система оповещения студентов) из Ульяновска разработала чат-бот для оповещения студентов. Бот отправляет актуальное расписание занятий, лекций, семинаров, факультативов с учетом всех изменений.

В Санкт-Петербурге команда FutureBoost разработала решение по выявлению возможных ошибок в образовательных курсах на основании их прохождения учащимися. Команда VIOTR предложила объединить технологии дополненной и виртуальной реальности в обучении, создав прототип системы удаленного обучения с использованием VR и AR.

По словам организаторов хакатона, проекты не только будут использоваться в Университете НТИ, но и будут востребованы другими образовательными учреждениями. Общий объем инвестиций только в рамках проекта «Университет НТИ 20.35» превысит 10 миллионов рублей в 2017 и 2018 годах.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.