Когнитивные исследования, чистые туалеты и мелкая моторика
Электронный классный журнал и чистые туалеты в российских школах, возвращение к прописи в Финляндии и штрафы для родителей во Франции… Обо всем этом, а также о том, какой рукой нужно выключать свет в ванной, на Российском инвестиционном форуме рассказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Indicator.Ru публикует расшифровку выступления.
У нас десятки лет не проводились фундаментальные исследования по психологии и нейрофизиологии детей. У нас есть Детский институт психологии (имеется в виду либо Институт изучения детства, семьи и воспитания, либо Психологический институт, — прим. Indicator.Ru), который сохранился в системе РАО (Российская академия образования, — прим. Indicator.Ru). У нас были центры по сравнительной системе образования, мы прекрасно знаем и наблюдаем за тем, что происходит в сопредельных с нами государствах. И на сегодняшний день сидящие здесь коллеги понимают, что будущее за когнитивными исследованиями, и никак иначе. У нас в течение 30 лет не было вложений в когнитивные науки, и назвать их «науками» после этого очень сложно. Напомню, что основное, что с ребенком происходит, закладывается в период раннего развития, о котором мы вообще не говорим.
Мы много слышим про компьютеры, и хрестоматийный пример: несколько лет назад все компьютеры мира наконец приблизились к производительности человеческого мозга. Человеческий мозг потребляет энергию в 10 ватт — энергия лампы в холодильнике. Человеческий мозг — это не просто нейронная система, это система систем. Человеческий мозг — это, прошу прощения, пять с половиной петабайт информации. Это триста лет непрерывного просмотра видеоряда, это то, с чем мы должны работать, от чего мы должны исходить, говоря об искусственном интеллекте.
Так вот, когда мы говорим о детях, сразу выплывает основное: у нас нет исследований, у нас есть только сравнительные вещи, которые мы выхватываем, вот просто — раз — и выхватили. У нас все говорят про общее образование, это очень большая и благодатная тема, [по этой программе] обучается самое большое количество детей. В Финляндии отказались от прописей в школе (в 2016 году в Финляндии уроки письма прописными буквами и каллиграфии заменили уроками набора текста на клавиатуре — прим. Indicator.Ru). Но про это мы почему-то не говорим. А несколько месяцев назад правительством на законодательном уровне было принято решение: возвратиться к формам мелкой моторики. Почему? Клавиатуру отставить, потому что она не способствует развитию, а к мелкой моторике возвратиться. Законодательно.
Разговор о том, что клавиатура заменит моторику, правописание, — это разговор ни о чем.
Ольга Васильева
Министр образования и науки РФ
Вот здесь сидит бизнес. Я призываю: если мы будем вкладываться в когнитивные исследования, то нам будет понятно, куда мы двигаемся. Это первое. Без этого невозможно, это получается каменный век. Второй момент: гаджеты и их использование в раннем возрасте. Где эти исследования? Или исследования, которые мы обнародуем для тех людей, которые работают в школе. Самые крупные исследования по подростковой психологии сделаны американцами в последние три года. Мы сейчас сидим в компьютере с утра до ночи, и у нас нет исследований, которые показывали бы влияние этого на подростковую психологию.
Следующий момент. Цифровым должно быть 100%: школьная бухгалтерия — в цифре, классный журнал — в цифре, электронный дневник — в цифре. Это то, что обеспечивает возможность существования дальше. То, что цифра присутствует в высшем образовании, замечательно, потому что с помощью онлайн-курсов мы можем дать ребятам то, что не могли дать еще десять лет назад. Но эту проблему обсуждает тот же самый Кембридж. Они говорят, мы бы рады ввести онлайн-курсы, но тогда ректор уйдет раньше, чем будет уволен педагог.
Еще раз.
Я считаю, что никакие вложения в цифровое образование невозможны без фундаментальных исследований в области когнитивных наук. Это дичь. Невозможно ввести цифру в школе, не понимая, как это будет влиять на ребенка определенного возраста. Это тоже дичь. Этого нельзя делать, потому что этого делать нельзя никогда.
Ольга Васильева
Министр образования и науки РФ
Невозможно этим заниматься, не понимая, как это влияет на ребенка в раннем возрасте, потому что именно тогда закладывается будущее личности. Это всем известно. Поэтому, говоря, что цифра необходима, я имею в виду следующее: необходимо вкладывать огромные средства в исследования. И здесь необходим бизнес, если мы хотим продвигаться в этом направлении.
Я абсолютно согласна с коллегами, которые говорят, что нам придется переподготавливать учителей. Да, придется. Потому что дети, которые находятся в этой среде, далеко ушли вперед от учителей, которые с ними работают. Мы это прекрасно понимаем. Но для меня как для министра образования и науки базовыми являются научные исследования в области когнитивных наук. Это будет серьезный подход к тому, что есть. Мы перестанем творить мифы, заниматься сравнениями систем образования. Мой французский коллега два месяца назад внес предложение в парламент Франции: если ребенок до определенного возраста заходит на те сайты, которые не подходят ему по возрасту, родители платят штраф в размере 18 тысяч евро. Также есть законопроект о запрете смартфонов во французских школах. Это все, что я хотела сказать.
Подводя итоги. Нам нужна материально-техническая база. Мы не можем без нее жить, потому что, представьте, где-то есть далекая школа… Маленький пример последней недели. Вы знаете, что 1 сентября прошел очень хороший видеоурок президента России, он получил 10 миллионов просмотров. Сейчас мы делаем четыре таких видеоурока, посвященных разным темам: сельское хозяйство, науки о питании… Пока мы сидим здесь, проходит урок, посвященный политике. Что мы получили? Его смогли посмотреть только 17 тысяч школ, потому что у нас малоскоростной интернет. И даже в записи смогли посмотреть не все. Это большая проблема. У нас материально-техническая база не та, о которой мы мечтали, в нее нужны большие вложения.
Я напомню вам, что у нас две тысячи школ, в которых нет чистых туалетов. Три тысячи школ, в которых приходится подпирать стропила. В школах должно быть материально-техническое обеспечение. Никакой компьютер не заменит материально-техническую базу.
Уважаемые издатели, сидящие здесь. Все достижения нейрофизиологии и мировой биологии [в учебниках] заканчиваются именем Ивана Павлова и никак иначе. Наши школьники обязаны знать все, что происходило в мировой науке за последние 10-15 лет. Это называется не только «Введение в науку», «История науки». Наши школьники должны быть интеллектуально развиты и образованы фундаментально. Поясню почему. Основные компетенции меняются каждые пять-семь лет. Человек, имеющий фундаментальное образование, должен прекрасно понимать, что он должен научиться учиться, а это самое главное, что должна прививать школа, — извлекать способ получения знаний. Все. Это задача основной школы, дальше — уже ваша история, та самая личная траектория.
И как маленький пример. Сидящие здесь технари, скажите (это физика шестого класса): у вас мокрые руки, вы выходите из ванной комнаты. Я спрашиваю детей: какой рукой вы будете выключать лампочку в ванной комнате, чтобы остаться в живых, и почему? Обе руки мокрые. Коллеги, ответьте мне на этот вопрос, это физика шестого класса, электрическая цепь. Отвечайте, я жду. Коллеги? Есть варианты? Это к вопросу о том, нужны ли нам знания. Я принимаю варианты после окончания сессии. Подходите, спрашивайте, я жду ответов.
Расшифровала Яна Хлюстова
P.S. Ответ на вопрос министра образования можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.