11:47, 14 апреля 2017

История науки: парижская ВДНХ

117 лет назад открылась Всемирная выставка в Париже
Открытие Парижской выставки 1900 года

Открытие Парижской выставки 1900 года

F. Meaulle

О том, что общего между выставкой в Париже и олимпиадой в Сочи, как символ Парижского метро повторил судьбу Эйфелевой башни и как в столице Франции появились свои Александр III и Николай II, рассказываем в нашей рубрике «История науки».

О Всемирных выставках нередко говорят, что они были призваны восстановить взаимопонимание и помочь сотрудничеству между странами, еще недавно воевавшими между собой. Однако Выставка 1900 года началась явно не с согласия. В 1892 году, через три года после блестящей Парижской выставки, о намерении принять у себя выставку 1896 года заявила Германия. Чуть позже появились слухи, что и первую в новом столетии Всемирную выставку хотят провести немцы, и уж с этим французы смириться не смогли. «Выставка 1900 года определит философию и выразит суть XIX века», — писали организаторы. Так что накануне Дня взятия Бастилии в том же 1892 году французское правительство объявило, что примет международную выставку, и пройдет она с 14 апреля по 15 октября 1900 года. Германии пришлось смириться

Главный вход на выставку

Главный вход на выставку

Wikimedia Commons

А для Франции проблемы не закончились. Теперь на Париж ополчились регионы: почему, собственно, выставка опять должна быть в Париже? И дело здесь было не только в престиже, но и в финансах. Правительству пришлось пообещать, что заказы во время подготовки выставки будут получать и регионы.

Торжественное открытие прошло 14 апреля с участием президента Франции Эмиля Лубе. На следующий день павильоны открылись для широкой публики. Далеко не все было готово в срок, поэтому первые посетители встречали где-то недоделки, а где-то грязь и стройки (тут #SochiProblems не уникальны). Впрочем, павильоны открывались один за другим, и поток гостей увеличивался.

Всего в выставке приняли участие 35 государств, и они постарались показать то, что отличало их от других стран, а заодно похвастаться достижениями (так и хочется добавить «народного хозяйства», и это недалеко от истины).

Основная идея технических отделов выставки — показать добываемое сырье, а также процессы производства, машины и готовые продукты (похожим образом была устроена и Политехническая выставка в Москве 1872 года, из которой позднее образовались Политехнический и Исторический музеи). На выставке в Париже были представлены технологии и машины для сельского хозяйства, строительства и транспорта, текстильной и химической промышленности, примеры научных и учебных лабораторий. Часто экспозиции давали представление и о развитии науки. Например, там были представлены приборы, которыми пользовались Лавуазье, Пастер и Муассан.

С другой стороны, многие достижения техники служили на выставке чисто развлекательным целям. Хорошей иллюстрацией ко многим экспонатам служили «иллюзии»: разного рода движущиеся панорамы и кинематограф. Для развития этого вида искусства выставка стала знаковым событием. Посетителям показывали ленты братьев Люмьер и фантастические фильмы Жоржа Мельеса.

Во время выставки была запущена и первая линия Парижского метро. Кстати, там же были и столбы-тюльпаны Гектора Гимара, ставшие позднее одним из символов столичной подземки. В то время их, как недавно и Эйфелеву башню, раскритиковали.

В полной мере заявила о себе и новая сила, пришедшая на смену пару, — электричество. На нем работали аттракционы, а улицы и павильоны были ярко освещены. Также на выставке впервые показали дизельный двигатель.

Эйфелева башня ночью во время Парижской выставки 1900 года

Эйфелева башня ночью во время Парижской выставки 1900 года

Brooklyn Museum/Wikimedia Commons

Отдельной достопримечательностью стал 60-метровый телескоп с диаметром объектива 1,25 метра. Он был настолько громоздким и тяжелым, что передвигать его, чтобы наблюдать различные участки неба, было невозможно. В итоге сам телескоп располагался горизонтально, а наблюдения велись с помощью подвижного двухметрового зеркала. Впрочем, наблюдений было немного. Несмотря на масштабы, телескоп плохо подходил для работы. А закончилась его история совсем грустно: после выставки его попытались продать, а потом разобрали.

Особая роль на этом празднике была отведена России. Две страны, Россия и Франция, всячески старались продемонстрировать дружбу и согласие. В столице выставки появились мост Александра III и аллея Николая II. Париж отвел для наших павильонов самую большую площадь, а российское правительство постаралось показать лучшее, что было тогда в стране. Художник Павел Пясецкий подготовил на заказ гигантскую (более 900 метров) движущуюся панораму Транссибирской железной дороги, ради работы над которой он и в самом деле проехал чуть ли не всю Сибирь. Золотую медаль выставки получил проект Красноярского железнодорожного моста. Много внимания досталось и промышленникам: литые и резные деревянные конструкции, стекла, изразцы, кровельное железо (которым крыто и здание Британского парламента).

Павильон России на Парижской выставке 1900 года

Павильон России на Парижской выставке 1900 года

Wikimedia Commons

Другая часть «русской» выставки была посвящена народным промыслам, культуре и всему тому, что в мире ассоциируется со словом «русский». Были здесь и матрешки, и алкогольный павильон у подножья Эйфелевой башни, где торговали водкой, и Кустарная улица с избами и теремами.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.