История науки: парижская ВДНХ
О том, что общего между выставкой в Париже и олимпиадой в Сочи, как символ Парижского метро повторил судьбу Эйфелевой башни и как в столице Франции появились свои Александр III и Николай II, рассказываем в нашей рубрике «История науки».
О Всемирных выставках нередко говорят, что они были призваны восстановить взаимопонимание и помочь сотрудничеству между странами, еще недавно воевавшими между собой. Однако Выставка 1900 года началась явно не с согласия. В 1892 году, через три года после блестящей Парижской выставки, о намерении принять у себя выставку 1896 года заявила Германия. Чуть позже появились слухи, что и первую в новом столетии Всемирную выставку хотят провести немцы, и уж с этим французы смириться не смогли. «Выставка 1900 года определит философию и выразит суть XIX века», — писали организаторы. Так что накануне Дня взятия Бастилии в том же 1892 году французское правительство объявило, что примет международную выставку, и пройдет она с 14 апреля по 15 октября 1900 года. Германии пришлось смириться
А для Франции проблемы не закончились. Теперь на Париж ополчились регионы: почему, собственно, выставка опять должна быть в Париже? И дело здесь было не только в престиже, но и в финансах. Правительству пришлось пообещать, что заказы во время подготовки выставки будут получать и регионы.
Торжественное открытие прошло 14 апреля с участием президента Франции Эмиля Лубе. На следующий день павильоны открылись для широкой публики. Далеко не все было готово в срок, поэтому первые посетители встречали где-то недоделки, а где-то грязь и стройки (тут #SochiProblems не уникальны). Впрочем, павильоны открывались один за другим, и поток гостей увеличивался.
Всего в выставке приняли участие 35 государств, и они постарались показать то, что отличало их от других стран, а заодно похвастаться достижениями (так и хочется добавить «народного хозяйства», и это недалеко от истины).
Основная идея технических отделов выставки — показать добываемое сырье, а также процессы производства, машины и готовые продукты (похожим образом была устроена и Политехническая выставка в Москве 1872 года, из которой позднее образовались Политехнический и Исторический музеи). На выставке в Париже были представлены технологии и машины для сельского хозяйства, строительства и транспорта, текстильной и химической промышленности, примеры научных и учебных лабораторий. Часто экспозиции давали представление и о развитии науки. Например, там были представлены приборы, которыми пользовались Лавуазье, Пастер и Муассан.
С другой стороны, многие достижения техники служили на выставке чисто развлекательным целям. Хорошей иллюстрацией ко многим экспонатам служили «иллюзии»: разного рода движущиеся панорамы и кинематограф. Для развития этого вида искусства выставка стала знаковым событием. Посетителям показывали ленты братьев Люмьер и фантастические фильмы Жоржа Мельеса.
Во время выставки была запущена и первая линия Парижского метро. Кстати, там же были и столбы-тюльпаны Гектора Гимара, ставшие позднее одним из символов столичной подземки. В то время их, как недавно и Эйфелеву башню, раскритиковали.
В полной мере заявила о себе и новая сила, пришедшая на смену пару, — электричество. На нем работали аттракционы, а улицы и павильоны были ярко освещены. Также на выставке впервые показали дизельный двигатель.
Отдельной достопримечательностью стал 60-метровый телескоп с диаметром объектива 1,25 метра. Он был настолько громоздким и тяжелым, что передвигать его, чтобы наблюдать различные участки неба, было невозможно. В итоге сам телескоп располагался горизонтально, а наблюдения велись с помощью подвижного двухметрового зеркала. Впрочем, наблюдений было немного. Несмотря на масштабы, телескоп плохо подходил для работы. А закончилась его история совсем грустно: после выставки его попытались продать, а потом разобрали.
Особая роль на этом празднике была отведена России. Две страны, Россия и Франция, всячески старались продемонстрировать дружбу и согласие. В столице выставки появились мост Александра III и аллея Николая II. Париж отвел для наших павильонов самую большую площадь, а российское правительство постаралось показать лучшее, что было тогда в стране. Художник Павел Пясецкий подготовил на заказ гигантскую (более 900 метров) движущуюся панораму Транссибирской железной дороги, ради работы над которой он и в самом деле проехал чуть ли не всю Сибирь. Золотую медаль выставки получил проект Красноярского железнодорожного моста. Много внимания досталось и промышленникам: литые и резные деревянные конструкции, стекла, изразцы, кровельное железо (которым крыто и здание Британского парламента).
Другая часть «русской» выставки была посвящена народным промыслам, культуре и всему тому, что в мире ассоциируется со словом «русский». Были здесь и матрешки, и алкогольный павильон у подножья Эйфелевой башни, где торговали водкой, и Кустарная улица с избами и теремами.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.