Опубликовано 24 мая 2019, 18:41

Запущены первые 60 спутников Starlink

Запуск ракеты Falcon 9

© SpaceX/Flickr

C мыса Канаверал на околоземную орбиту ракетой Falcon 9 запущены 60 первых спутников Starlink. В рамках программы предоставления населению Земли широкополосного доступа в интернет в будущем к ним присоединятся еще почти 12 тысяч спутников. Наблюдать за запусом ракеты можно было с помощью интернет-трансляции на Youtube-канале компании Space X.

Для того чтобы подключиться к интернету посредством спутниковой связи, пользователю необходимо иметь трансивер — приемопередатчик — и спутниковую тарелку. Спутники, размещенные на геостационарной орбите на высоте 36 тыс. км, позволяют передавать данные даже в удаленные места планеты, где отсутствует должная техническая инфраструктура. Высота размещения позволяет покрывать одному спутнику почти целое полушарие, но создает задержку на канале связи — сигналу требуется 500 мс, чтобы дойти от антенны до спутника и обратно. К тому же к полюсам качество сигнала сильно снижается из-за возрастающего расстояния.

Впервые идея глобального спутникового интернета была анонсирована Илоном Маском 11 ноября 2014 года. Согласно проекту, компания создаст группировку из 11943 микропутников. Орбитальная группировка будет разбита на три составляющих. 7518 спутников расположатся на круговых орбитах высотой в 340 км, 1584 спутника поместят на круговую орбиту высотой в 550 км. На высоте 1150 км будет находиться еще 2841 спутник.

Спустя час и две минуты после запуска первые 60 спутников Starlink отделились от второй ступени ракеты и развернулись на высоте 440 км. Затем они использовали бортовые двигатели, чтобы достичь рабочей высоты в 550 км. Общая масса полезной нагрузки Falcon 9 достигает 18,5 тонны, в то время как суммарная масса спутников составила 13,62 тонны.

Каждый спутник — плоская панель с фазированными антенными решетками — весит порядка 227 кг. Электростатические двигатели на эффекте Холла работают на криптоне и позволяют регулировать положение на орбите, сохранять высоту и отклоняться от орбиты. Навигационная система Startracker отслеживает положение спутников, а сами аппараты могут автономно уклоняться от орбитального мусора. Между собой спутники смогут передавать данные благодаря лазерной связи с частотой излучения более 10 ТГц. В конце жизненного цикла каждого Starlink 95% его конструкции сгорит в атмосфере Земли.