Академическая фалеристика Владимира Иванова. Выпуск 3: 100-летний юбилей Петербургской академии наук
В первых двух выпусках мы рассказали о юбилейной медали в честь 50-летия Академии, которое, к удивлению историков, отмечалось через 52 года после учреждения первой и главной научной организации страны (правда, тогда датой основания Академии считался 1725 год, что и было выбито на медали – по дате первого собрания академиков, которое провела уже вдова Петра, императрица Екатерина Первая). Второй, столетний юбилей, тоже отмечался спустя 102 года после указа Петра и 101 год после начала работы главного научного учреждения страны. Но в случае с вековым юбилеем тому есть конкретное объяснение.
«Дул сильный ветер в Таганроге,/ Обычный в пору ноября», — помните эти строки из прекрасной поэмы Давида Самойлова «Струфиан». Они посвящены событию, глубоко потрясшему Российскую империю: во время южной поездки 19 ноября (1 декабря) в Таганроге скончался никогда до того не болевший 51-летний император Александр Павлович. Это привело к огромному количеству событий, слухов и казусов – от восстания декабристов до легенды о старце Федоре Кузьмиче и поспешном выпуске редчайшего рубля с императором Константином Павловичем вместо Николая (не все знали об отречении Константина в пользу брата еще в 1822 году – даже сам Николай принес присягу Константину).
В результате мы имеем сосланных и повешенных дворян, стихотворение «Во глубине сибирских руд», восемь подлинных константиновских рублей -одних из самых дорогих монет – и никакой возможности провести юбилей Академии в столетнюю годовщину ее первого собрания. Нужно было подождать, пока все успокоится, устаканится, пройдут торжества по поводу коронации Николая – и потом уже отмечать юбилей Академии, который как раз был кстати, чтобы подчеркнуть – очередной праправнук Петра продолжает дело своего великого пращура. И юбилейная медаль – именно об этом.
Вот каталожное описание медали:
Медаль в память 100-летия Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. СПб монетный двор, 1826 г. Медальер граф Ф.П.Толстой (лиц. ст. — внизу на поле: Г. ΘЕОДОР• ТОЛСТОЙ.; об. ст. — над обрезом изображения на пьедестале: СОЧ•И РѢЗ•Г•ΘЕОД•ТОЛСТОЙ.). Бронза, 147,37 г. Диаметр 65,1 мм. Сохранность отличная. СРМ# 347. Дьяков# 447.1 (R0). Аналог см. Смирнов# 431.
Аверс: Б . М . НИКОЛАЙ I ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС. Описание аверса: Внутри круговой надписи бюст Николая I, обращенного вправо. Внизу подпись Г . ѲЕОДОР • ТОЛСТОЙ . (Граф Федор Толстой)
Реверс: ОСНОВАТЕЛЮ И ХРАНИТЕЛЯМЪ .
Описание реверса: Восседающая на троне Минерва, правой рукой венчает венком двойной бюст Петра I и Александра I, в левой руке держит копье, у ног ее сова, а за троном щит. Над линией обреза надпись СОЧ • И РѢЗ • Г • ѲЕОД • ТОЛСТОЙ . (Сочинил и резал граф Федор Толстой)
Под линией обреза: ИМПЕР • С • ПЕТЕР • АКАДЕМİЯ НАУКЪ | ДЕКАБРЯ XXIX ДНЯ | MDCCCXXVI Г .
Эта медаль – шедевр медальерного искусства. Потрясающий, не протокольный профиль молодого Николая, интересное решение с двойным бюстом Петра и Александра – с надписью «Основателю и хранителям», под которыми подразумеваются Александр и Николай в первую очередь, конечно… Недаром медальер не просто подписал свои имя и фамилию – он написал «сочинил и резал»!
Нужно обязательно сказать несколько слов о Федоре Толстом. Вот что пишет о нем сайт Гознака:
«Федор Петрович Толстой родился в 1783 году в Санкт-Петербурге. Окончив в 1802 году Морской кадетский корпус, он вскоре стал посещать классы Академии художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 году Федор Толстой вышел в отставку и, несмотря на осуждение ближнего круга, всецело посвятил себя искусству.
В 1810 году Толстой получил назначение на Санкт-Петербургский монетный двор – медальером. Положение медальерного искусства на тот момент он назвал «смешным и жалким»: «При поступлении моем в Монетный департамент резьба штемпелей для отбивки медалей из металлов производилась таким же способом, как и сотни лет перед этим, медальерами без малейшего художественного образования…». По мнению Федора Толстого, «всякой медали должно было предшествовать сочинение и вылепка из модели из воска так, чтобы всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к надписи, на какой случай она вылеплена».
Самой известной работой Федора Толстого стала серия медальонов на события Отечественной войны 1812 года.
Сам Толстой писал об этом так: «Я русский и горжусь сим именем… Исполненный сими чувствами я дерзнул изобразить в медалях события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет… я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня наполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русское».
Проект реализуется в рамках инициатив «Работа с опытом» и «Проведение юбилейных мероприятий» Десятилетия науки и технологий.