Опубликовано 02 марта 2017, 11:47

Непрямые альянсы между странами уменьшают вероятность наступления войны

Непрямые альянсы между странами уменьшают вероятность наступления войны

© Pixabay/Indicator.Ru

Шанс возникновения крупного вооруженного конфликта между двумя странами уменьшается не только в случае, если их связывает общий союзник, но также, если у их союзников есть общий союзник. Такая косвенная связь между альянсами и войной была выявлена впервые. Исследование американских ученых опубликовано в журнале Science Advances.

«Миротворческий эффект альянса двух государств простирается дальше, чем на подписавшие договор стороны», — говорит ведущий автор исследования, профессор политологии Университета штата Огайо Скайлер Кранмер. Авторы работы с удивлением обнаружили, что влияние непрямых взаимоотношений не ослабевает вплоть до третьей степени дистанцирования. «Это было неожиданно для нас, мы думали, что эффект будет ослабевать с каждой градацией», — поясняет соавтор Аиша Брэдшоу.

Политологи изучили все крупные военные конфликты с 1965 по 2000 год, когда одна страна преднамеренно применяла военную силу против другой. В выборку вошли только конфликты между соседними странами, так как только небольшая доля государств обладает средствами для ведения войны вдали от собственных границ. Анализ показывает, что вероятность возникновения войны между двумя соседними странами в отдельно взятый год составляет от 3 до 4 процентов при степени дистанцирования не выше трех, но возрастает примерно в два раза для четвертой степени.

Существует много примеров влияния непрямого союзничества на поддержание мира, в частности отсутствие конфликтов между Турцией и Ираном с 1965 по 1979 год, когда они были связаны второй степенью дистанцирования. Однако они потеряли эту связь в 1980 году, что привело к конфликту с жертвами в 1987-м. Чтобы понять причину порогового значения, авторы разделили страны на группы, в которых участники были теснее связаны между собой посредством союзов, чем с остальными. Оказалось, что степень дистанцирования почти всех находящихся в одной группе стран была не выше трех, при этом страны, разделенные степенью четыре и выше, почти всегда находились в разных.