«Cвободы столько, что можно потеряться»: что делать детям, которые не хотят в школу
Что такое анскулинг и чем он хорош, могут ли родители заменить всех учителей, мешает ли обучение дома социализироваться ребенку и будут ли у отказавшихся от школы детей проблемы в будущем, Indicator.Ru разбирался вместе с психологом, учеником и родителями-анскулерами.
Что это такое?
Анскулинг (unschooling) — это метод обучения, который довольно сильно отличается от школьного. Дети не следуют какой-то определенной программе обучения, образование строится на интересах самого ребенка. Этот термин в 1977 году впервые употребил американский педагог Джон Холт в своем журнале «Растем без школы». Не следует путать анскулинг с обучением на дому. На домашнем обучении ребенок занимается по школьной программе, но просто делает это дома, а не в классе.
Согласно этому методу, нужно строить образование детей на тех интересах, которые у них возникают в данный момент. Ребенок может пользоваться школьными учебниками или посещать курсы, но это не главное. В анскулинге нет заранее подготовленного плана обучения и не установлены нормы знаний, которыми ребенок должен усвоить. Например, если ребенок увлекся динозаврами, родители ведут его в музей и покупают красочные энциклопедии. Родители ставят с ребенком химические опыты, если тот вдруг заинтересовался химией. Любое обучение ребенка чему-либо — это анскулинг, если это именно его интересы, а не школьный план или план родителей по его обучению.
Меньше соприкосновения с государственным маразмом
Об анскулинге Indicator.Ru рассказала София Самсонова, магистр образовательной политики и менеджмента Манчестерского университета, педагог-психолог с большим стажем работы.
— Каковы, на ваш взгляд, главные достоинства анскулинга?
— Мой главный аргумент — это экономия времени. То, чем в школе занимаются сотни часов, умирая от скуки, можно освоить в разы быстрее и при этом получить интеллектуальное удовольствие. И второе, что хочется получить от нешкольного детства моих детей, – это меньше соприкосновения с государственным маразмом в лице школы.
— С какими трудностями в первую очередь сталкиваются дети и родители, выбравшие анскулинг?
— Необходимость самоорганизации и самоконтроля. Свобода — это хорошо, но без школы свободы становится столько, что можно потеряться. В первую очередь, все зависит от взрослого, и это тем вернее, чем младше школьник. Вначале родители организуют процесс постановки образовательных целей и движения к ним, затем постепенно делегируют эти функции ребенку. Анскулинг — это не про отдельного ребенка, это вовлекает всю семью.
— Не ведет ли это к примитивизации образования, откату его к тем временам, когда родители учили детей лишь тому, что знают сами?
— Отказ от посещения школы люди выбирают не вдруг. Это взвешенное решение. Родители оценивают свои возможности, отвечают на вопросы «во имя чего», «каким образом», «а если не получится». Как правило, это выбор семей с высоким образовательным уровнем. Ошибочно ставить знак равенства между анскулингом и домашним обучением. Не пойти в школу значит пойти в другие интересные места, а не сидеть дома. Поэтому нет, не ведет. А зачастую наоборот обеспечивает более современное образование.
— Насколько подготовленными должны быть родители? Ведь им придется, хотя бы частично, на первом этапе, заменить ребенку всех учителей?
— Самое главное, к чему нужно быть готовым, — это ставить цели, разбивать их на задачи, планировать дедлайны и соблюдать их. Быть учителем своим детям лет до 7-8 еще куда ни шло, но дальше — нет. Такие отношения вредны и для семьи, и для взросления ребенка. Ребенку нужен новый значимый взрослый — наставник. Если родителю приходится заменять всех учителей, значит что-то пошло не так. Пытались уйти от школы, а стали делать школу дома.
— Подойдет ли анскулинг для всех? Например, некоторые родители проводят много времени на работе, и ребенок почти весь день будет предоставлен сам себе.
— Нужно понимать, что по закону (УК РФ ст. 125. Оставление в опасности) детей до 14 лет вообще нельзя оставлять без присмотра. Планируя альтернативное образование, нужно хорошо продумать этот момент. Нужно потратить либо время, либо деньги. Только не будем забывать, что мы живем не в вакууме, можно найти единомышленников, которые присмотрят за вашим ребенком, а вы в свой выходной возьмете в театр или музей их детей. Если анскулинг ценен для вас, вы найдете возможности реализовать его.
— Как родителям привить ребенку любознательность?
— Ребенок изначально любознателен. Если взрослые сумели отбить всякую попытку проявить любознательность, что об этом можно подумать «молодцы». А если конструктивно, то нужно поместить ребенка в питательную интеллектуальную среду, чтобы его реанимировать. Например, в летний научный лагерь, театральную студию и т. д. Главное, чтобы там был взрослый, который зацепит, а дальше природное любопытство возьмет свое. И вообще, я думаю, мы говорим о сознательных личностях, а у таких взрослых, как правило, у самих интересная и насыщенная жизнь, поэтому ребенок остается заинтересованным, просто живя рядом.
В крайних случаях надо разбираться в психологических тонкостях нелюбознательности ребенка, ведь это ж сколько энергии он тратит, чтобы своей природе наперекор казаться равнодушным ко всему интересному в мире! Может, тут скрыт конфликт с родителями.
— Если ребенок-анскулер преимущественно уделяет внимание интересным ему предметам, то не приведет ли это к перекосу в знаниях в одну сторону? Грубо говоря, он будет к 18 годам хорошо знать квантовую механику, но не будет знать, кто такой Пушкин.
— А где его нет, этого перекоса? У нас есть чувства, интересы. Разве этого мало, если человек к 18 годам хорошо знает квантовую механику? По-моему, это уже само по себе чудесно. Каждый может по-разному отвечать на вопрос, что значит быть образованным человеком, но, к счастью, сегодня у нас есть государственный стандарт для каждой ступени. Согласно российским законам даже анскулеры должны аттестоваться не к 18 годам, а по итогам освоения уровня девятого класса. Насколько я знаю, подавляющее большинство аттестуется и за 4 класс. Это минимизирует проблему перекоса, хотя нужно понимать, что он почти всегда имеет место. Одинаково успевающий по всем предметам ребенок — это, согласитесь, скорее исключение, чем правило. И это нормально.
— Противники анскулинга считают, что при таком подходе ребенок вырастет недостаточно социализированным. Могут ли у анскулеров в будущем возникнуть проблемы на работе?
— Вот это вообще сказочно бредовый момент в обсуждении анскулинга. Сергей Пархоменко предложил остроумный вариант: задавать этот вопрос тем, кто отдает детей в школу. Во-первых, социализация — это процесс усвоения социальных норм и моделей поведения в обществе. Этот процесс заканчивается в основном к семи годам, когда ребенок обучается элементарным правилам вежливости, уважения и самообслуживания.
Если бы социализация зависела от школы, откуда бы взялись второклашки, которые кроют матом учительницу?
София Самсонова
Педагог-психолог
Во-вторых, о чем на самом деле спрашивают, когда спрашивают о «социализации»? Ведь вопрос есть, он просто не о том. Люди называют социализацией опыт проживания разных трудных и не очень школьных ситуаций. Все эти ситуации люди воспринимают как закалку перед взрослой жизнью. И все эти ситуации конфликтные. Отстаивание своего выбора: с кем дружить, что носить, насколько глубоко изучать предмет, до какой степени подчиняться школьным правилам. Или отстаивание себя, когда не принимают в компанию, критикуют, бойкотируют, обзывают, отбирают деньги. Логика родителей здесь такая: опыт проблем в школе поможет лучше справляться с подобными трудностями в дальнейшей жизни.
Это ошибка. Не поможет. И вот почему.
То, как мы действуем в конфликте, мы на 99% берем из семьи. Если дома принято деликатно обсуждать противоречия, выслушивать все стороны, обращаться за помощью, если не удается справиться самим, то и в жизни в любом возрасте мы будем делать так же. Если в семье принято зарывать голову в песок или, напротив, кричать и драться, то же будет делать и ребенок в школе, в вузе, на работе.
Софья Самсонова
Педагог-психолог
Умению справляться с конфликтами в школе не то что не учат, даже учителя им не владеют. Учительница сама умеет только так, как мама с папой научили. Вот и в любом конфликте у нас получается некомпетентность в кубе. Хороший опыт для ребенка? Спасибо, откажусь. Я лучше наберу группу к хорошему детскому тренеру-психологу, где моя дочка освоит полезные навыки общения.
— Если ребенок после такой формы обучения поступает в университет, нормально ли он будет адаптироваться к системе, когда есть четкое расписание занятий, требования к домашним заданиям и т. д?
— Анскулинг предполагает развитие способности самоорганизации для достижения цели. Поэтому да, прекрасно человек адаптируется к вузовской системе. Возможно, захочется, и будет по зубам вуз с современными подходами к обучению, где аудиторной нагрузки меньше, чем самостоятельных работ.
— Как вы считаете, русским и математикой детям лучше заниматься в постоянном режиме и по программе?
— Я считаю, нужно заниматься по интересу. При этом те, кто боится, что интереса не дождешься, недооценивают детей. Я против школы, но при этом за профессиональное преподавание. Хотя бы иногда нужно встречаться с хорошим учителем, который даст ориентиры, познакомит с культурными нормами в своей области, научит способам действий.
«Общеобразовательную базу я по большей части получила уже вне школы»
Московская школьница Алина Лиманская в десятом классе решила оставить школу и стать анскулером. Алина рассказала Indicator.Ru, почему она сделала выбор не в пользу школы.
— В десятом классе я поставила себе цель — дойти до заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и победить там. Это позволило бы мне поступить в МГУ без вступительных [экзаменов]. Я осознала, что уровень образования, который я получаю в школе, не позволит мне тягаться на равных с детьми из столицы и административных центров при поступлении в один из ведущих вузов страны (Алина живет в Щелковском районе Московской области, — прим. Indicator.Ru).
На самом деле, эта проблема глобальная. Уровень образования и возможности детей из муниципальных районов, поселков городского типа, очень отличаются от уровня образования и возможностей детей из крупных городов, особенно москвичей. Это действительно так, я говорю, основываясь на опыте своих знакомых по всей России. Я поняла, что наиболее реальная возможность поступить в МГУ для меня — это олимпиада, а не общий конкурс по результатам ЕГЭ и вступительным испытаниям от университета, к которому также существенно больше вариантов подготовки непосредственно при вузах, в Москве.
Как только я прошла по результатам регионального этапа на заключительный, решение было принято незамедлительно: «по семейным обстоятельствам» я перевелась на домашнее обучение. Мне предстояла подготовка к финалу олимпиады, требующая много времени, тогда как, посещая занятия в школе, я могла себе позволить при всем желании не более пяти-шести часов в день. До заключительного этапа олимпиады я не занималась ничем, кроме биологии. Доходило до того, что я учила по 18 часов, а спала всего четыре-шесть. В школу я вернулась после майских, бегала по учителям, чтобы вывести оценки за полугодие. Конечно же, все отнеслись с пониманием. К тому же, заветный диплом я привезла. В итоге я была аттестована с отличием.
Имея диплом ВсОШ, я могла бы доходить 11 класс без особых проблем и без напряга. Но выйдя на всероссийский уровень, я остро прочувствовала ту пропасть между детьми из регионов и детьми из административных центров. Я ощутила, сколько пробелов у меня в других дисциплинах, кроме биологии, за которую я взялась самостоятельно. Я думаю, большую роль играет отношение к школьникам.
Часто учителя не очень-то заинтересованы в том, чтобы у тебя возник интерес к их предмету, бывает, что все, чего они хотят, — это поскорее попрощаться с классом и добраться до дома. Огорчает, когда твоего любимого предмета по существу не было уже несколько недель, потому что учителя предпочитают обсудить нынешнюю политическую ситуацию, а не пройти историю древней цивилизации, которая могла бы заинтересовать учеников.
Как вообще понять, к какому предмету тебя тянет, если некоторых предметов почти не бывает, а когда они бывают, то вы пытаетесь нагнать учебный план, перескочив через пять тем, либо просто пишете конспект, чтобы была оценка?
Алина Лиманская
Школьница
Я захотела оставшийся год перед поступлением попытаться восполнить пробелы и наверстать упущенное. Если бы я продолжала тратить на школу и домашние задания по восемь-девять часов в день, мне бы это не удалось. Ну, и важным аргументом на фоне всего этого было то, что профильный класс в моей школе социально-экономический, а я собираюсь идти на естественно-технический факультет.
Инициатива в принятии решения принадлежала целиком мне. Родители сначала настороженно отнеслись к этому, они опасались и не знали, как это все с юридической точки зрения. Учителя отнеслись с пониманием, хотя интересовались причиной моего перехода на эту систему. После общения со мной настороженность обычно пропадала и сменялась одобрением: это связано с тем, что обычно большинство детей, перешедших на такую систему образования, — неуспевающие и девиантные дети.
Новых увлечений появилось очень много. Они у меня вообще появились. Оформленные и осмысленные, не сериалы, не просмотр новостной ленты, а творчество, чтение, изучение языков. И они не прекращают появляться. С уходом на эту форму обучения я почувствовала себя свободной, ничем не связанной и сразу бросилась изучать новое. Но мне, как ни крути, нужно было также сдавать экзамены по школьной программе. На подготовку к ним у меня уходило менее трех часов ежедневно. Мне пришлось выучить историю, которую теперь весьма приятно знать, географию (опять же, теперь я хотя бы не боюсь в разговоре ляпнуть, что какая-нибудь латиноамериканская страна находится в Европе), обществознание, информатику, с которой я абсолютно не дружила, пока посещала школу. Как бы смешно это ни звучало, но общеобразовательную базу я по большей части получила уже вне школы.
Главная опасность при выборе анскулинга состоит в том, что человек, который идет на это, должен осознавать, что его никто не будет заставлять, мотивации извне не будет. Все зависит только от собственного желания изучать что-то, развиваться. Человек должен полностью осознавать, зачем он идет на это, на что ему не хватало времени в школе, чем он будет заниматься, какую пользу ему это принесет, каких целей он хочет достичь. Только при наличии четких ответов на все эти вопросы стоит решаться на такую перемену в своей жизни. Сложность возникает с точными дисциплинами. Здесь я могу сказать, что нужен человек, который будет объяснять пути решения задач. В математике я пользуюсь помощью онлайн-курсов, с физикой мне помогает отец.
Конечно, не все пробелы удалось закрыть, но я научилась и, главное, захотела учиться. Мне действительно понравилось учиться, когда я перестала обучаться в школе. Мне кажется, в первую очередь, в вузе у меня будет преимущество, потому что я наслышана, что основные проблемы у первокурсников возникают с самоорганизацией и необходимостью искать и учить материал самостоятельно. У меня таких проблем нет давно. Благодаря сначала олимпиадам, а потом анскулингу.
По школе я не скучаю нисколько. На мой субъективный взгляд, в основном я только тратила там время впустую и вынесла оттуда очень мало, до обидного.
Алина Лиманская
Школьница
Школа — это не только не источник дружбы, это скорее источник стресса в отношениях
Об опыте анскулинга Indicator.Ru рассказала мама трех детей-анскулеров — 17, 11 и 7 лет — Лина Амлинская.
— Наша семья много путешествует. Однажды мы проехали 13 штатов, встречались с родителями анскулеров и комьюнити-центрами. Результат был настолько завораживающим, что мы решили выбрать эту систему для себя. Но не всем она подходит.
Наши дети занимаются спортом и языками. Двумя. И уже подключают третий. Также они занимаются музыкой, искусством и искусствоведением, химией и минералогией. Занятия зависят от того, в какой стране мы сейчас находимся. Обычно это Италия — там больше природы и истории. В Милане мы подключены к русской школе. Там фокусируются на русском языке и математике. Если мы в Германии, то там больше кружков. Утром дети обычно занимаются точными науками по скайпу или с домашним учителем. Потом они обедают, гуляют и встречаются с друзьями.
Друзья моих детей — это зачастую дети наших друзей. Дети находят друзей в кружках и секциях по интересам. Я считаю, что школа — это не только не источник дружбы, а скорее, наоборот, источник стресса в отношениях.
Дети каждый день должны узнать что-то новое о мире. Чаще всего источниками информации для них служат исторические и научные программы. Так как мы много путешествуем, то по дороге посещаем музеи и смотрим фильмы, обычно BBC. Мы изучаем историю по книгам Айзека Азимова, а потом погружаемся и всю информацию пропускаем через себя, а иначе история — это абстракция.
Всем родителям и противникам анскулинга я говорю: выгляни в окно — по улице идут хорошо образованные, знающие языки и математику люди, с прекрасными коммуникативными навыками, свободные и социализированые. Мы видим несчастных детей, которые поверили, что мир уныл, и счастье обычно случается с соседом.
А это законно?
Анскулинг разрешен не везде: в Германии, например, посещать школы обязательно. Домашнее обучение там возможно только в том случае, если родители предоставят в школу необходимую справку от врача. В других странах обучение вне школы возможно по желанию родителей; также ситуация обстоит и в России. Согласно закону «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) родители могут выбирать форму обучения своих детей в зависимости от потребностей семьи и ребенка.
Забрать ребенка из школы навсегда довольно просто. Во-первых, родители должны написать заявление о переходе на семейную форму получения образования. А во-вторых, сообщить об этом в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа по месту проживания (пункт 5 статьи 63 закона).
Ребенка прикрепляют к определенной школе, в которой он потом будет аттестовываться. Детям на семейном обучении нужно будет проходить в этой школе промежуточные аттестации, чтобы доказать, что они освоили основы школьной программы. Однако ребенок имеет право пройти аттестацию экстерном. Для этого родители должны написать заявление в организацию, где ребенок будет это делать.
Школа несет ответственность только за то, чтобы организовать проверку знаний. За их качество у детей, находящихся на семейном обучении, образовательная организация ответственности не несет.
У анскулеров такие же права, как и у обыкновенных школьников. Они могут участвовать в конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятиях, имеют право получать бесплатную помощь психолога и т. д. Дети, которые учатся дома, могут бесплатно пользоваться школьными учебниками. Стать анскулером ученик школы может на любом этапе обучения.
Заокеанский опыт
О том, как анскулеры живут в США, рассказала многодетная мать Дженнифер Пирс из штата Айова.
У нас пять детей в возрасте от 17 месяцев до 10 лет. Анскулинг очень важен для нашей семьи. Мне кажется, что самая главная проблема школы в том, что при обучении не учитывается характер детей, индивидуальность. А дома мы можем направлять наших детей и выявлять и их сильные стороны.
Дети в государственных школах общаются в основном со сверстниками. Но в реальном мире приходится взаимодействовать с людьми всех возрастов. Наши же дети учатся общаться с большим количеством разных людей. С помощью Google Hangouts (мессенджер, встроенный в бесплатную службу электронной почты Gmail от Google, — прим. Indicator.Ru) ребята общаются с другими анскулерами, изучают языки. Примерно раз в месяц мы встречаемся с семьями, практикующими анскулинг, и проводим различные выездные мероприятия, презентации.
Анскулинг очень популярен в США. Образование в семьях разнится, но сходства есть. Очень распространены онлайн-курсы. Есть много частных школ, где студенты могут посещать только часть недели, а остальную половину недели посвящать домашним проектам. Обучать детей на дому удобно, вы не привязаны к школе. Нужно помнить, что вы не обязаны взваливать на себя ответственность за каждый предмет: существует много курсов и образовательных ресурсов.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.