Опубликовано 05 декабря 2016, 17:53

Археологи: промышленное загрязнение рек началось еще 7 тысяч лет назад

Вади Файнан

© Barqa Landscape Project

Ученые обнаружили, что семь тысяч лет назад, в эпоху неолита, древние люди загрязнили одну из рек на территории Иордании. Источником загрязнения стали технологические процессы выплавки меди. Об этом сообщается в журнале Science of the Total Environment.

Следы производства металла обнаружили в русле высохшей реки Вади Файнан. В ту эпоху (медный век, переходный между каменным и бронзовым) люди экспериментировали с различными технологиями выплавки металла.

«Местная популяция экспериментировала с огнем, с глиной и с медной рудой. В выплавки металла участвовали все эти три элемента», — отмечает соавтор исследования Расселл Адамс (Университет Уотерлу, Канада).

В то время медь получали, нагревая на огне смесь древесного угля и медной руды. Для такого процесса требовались большие затраты труда и времени, поэтому из меди сначала изготавливали только небольшие ценные объекты, имеющие символическое значение.

Затем рост производственных мощностей привел к накоплению шлака — побочного продукта выплавки, который в изобилии обнаружили на берегах Вади Файнан. В шлаке содержится медь, свинец, цинк, кадмий, а также токсичные мышьяк, ртуть и таллий. Все этим металлы попадали в организм животных и людей, обитавших на данной территории.