Археологи раскрыли загадки оседлых скотоводов – тагарцев благодаря раскопкам кургана под Красноярском
/imgs/2022/11/12/18/5666383/e40eb573aded8257c09c318d08a0cd83449eb467.jpeg)
Череп молодой женщины со следами посмертной трепанации
Археологи Сибирского федерального университета завершили раскопки погребального сооружения – кургана – обнаруженного на территории ныне действующего Шинного кладбища в городе Красноярcке.
Найденные предметы ритуального и бытового назначения – керамика, орудия труда, миниатюрные кинжалы и ножи, пряжки для ремней и нарядные ювелирные нашивки в виде животных сейчас проходят обязательные процедуры – очищаются от следов времени, датируются и консервируются, чтобы пополнить фонды археологического сектора Музея СФУ.
/imgs/2022/11/12/18/5666384/d35169dce23180f958faa924bc2529a31bfcd21e.jpeg)
Керамический сосуд с «роговидными» выступами
Раскопки кургана, найденного в 2018 году во время работ на Шинном кладбище, начались осенью 2021 года. По словам старшего научного сотрудника лаборатории археологии Енисейской Сибири Дмитрия Виноградова, обнаруженные артефакты принадлежат к позднему периоду так называемой Тагарской культуры, названной в честь острова Тагарского на реке Енисей.
/imgs/2022/11/12/18/5666385/d61b651f410c9c0fec5cb307d602aee045c73fd5.jpeg)
Кинжал и ножи из бронзы
«В III – I веках до нашей эры в Красноярской лесостепи жили люди европеоидной внешности, близкие к миру легендарных скифов. Они были скотоводами – разводили лошадей и овец. Обнаруженный курган дал нам важную информацию о традиции трупосожжения в этой культуре. Найдены многочисленные останки, которые пополнят антропологическую коллекцию музея. Особенно интересны предметы, бывшие вместе с захороненными тагарцами – это и орудия труда, и сосуды для приготовления пищи, а также тонкой работы пряжки и нашивки, которые носили на своих одеждах состоятельные скотоводы», — сообщил Дмитрий Виноградов.
/imgs/2022/11/12/18/5666386/e1d4f69bcf302ee221bc21bff072119b7bb0a08f.jpeg)
Керамический сосуд с сегментовидными ручками,
Для совершения погребального обряда тагарцы выкапывали яму размером 8 х 5 метров и около 2 метров в глубину. На дне сооружался бревенчатый сруб, возводился накат – деревянное перекрытие. В этот склеп, принадлежащий одному роду, помещались усопшие с соответствующими «дарами», которые, по предположению экспертов, могли пригодиться в загробном мире.
/imgs/2022/11/12/18/5666387/f6d61d20f7b56508f068ffa4a6ddea095c9c1c25.jpeg)
Череп молодой женщины со следами посмертной трепанации
«Когда склеп заполнялся полностью, он поджигался. Тела укладывались очень плотно, очевидно, пространство экономили. До нас дошёл прокалённый красный грунт с фрагментами человеческих костей, которые огонь пощадил, однако самые нижние слои практически не пострадали от пламени – останки людей и древесина сохранились достаточно хорошо», — продолжил археолог.
/imgs/2022/11/12/18/5666390/e2163dc3b36c62bc8dd8828a339cb37245b7ad21.jpeg)
Бронзовая бляшка с изображением оленя (так называемая оленная бляха)
Сопроводительный инвентарь, который полагался покойным для достойного существования после смерти, включал в себя небольшие кинжалы, боевые топоры – чеканы, миниатюрные ножи и зеркальца. По мнению красноярских археологов, размеры предметов и мастерство, с которым они выполнены, говорят о достаточно развитом символизме тагарской культуры – в погребения клали не сами предметы, а их уменьшенные «непрактичные» копии.
/imgs/2022/11/12/18/5666391/09d901f653bff5493a44f8d392ad91f15a84c493.jpeg)
Бронзовая поясная накладка (наконечник ремня)
Эксклюзивы курганной коллекции – найденные в погребении фигуры бронзовых грифона и лежащего оленя. Последний живо напоминает сокровище Эрмитажа – золотого скифского оленя с «кудрявыми» стилизованными рогами. Фигурка грифона, вероятнее всего, служила наконечником кожаного ремня, которым подпоясывался знатный мужчина. Фигура лежащего оленя, судя по специально выкованной петле на тыльной стороне – это нарядная бляха, украшавшая верхнюю одежду.
Аналогом «пряжки грифона», по мнению Дмитрия Виноградова, могут быть находки из лесостепного Алтая или Республики Тыва. Мотив бегущего или лежащего оленя тоже распространён в скифской культуре и её «зверином стиле». Изначальный оттенок обеих фигур был тёплым, бронзовым, сейчас же они покрыты зелёной патиной и нуждаются в бережной очистке.
/imgs/2022/11/12/18/5666392/9b805a8fcc5c7a863b5877c4880da0aa5e9c73c5.jpeg)
Археолог СФУ Дмитрий Виноградов на фоне коллекции предметов из кургана Шинного кладбища.
Интересно, что в кургане были также обнаружены фрагменты ткани, зафиксированные как «оттиск» в слежавшейся от времени почве. Волокна, разрушенные временем, отпечатались достаточно чётко, чтобы можно было понять систему их переплетения и примерный рисунок.
Кстати, вопрос о действительной принадлежности обнаруженного кургана к Тагарской культуре не так очевиден. Заведующий лабораторией археологии Енисейской Сибири Павел Мандрыка уточняет: там могли быть похоронены как люди поздней тагарской культуры, так и жители тесинской культуры – периода, когда под хуннским влиянием началась ассимиляция поздних тагарцев енисейской лесостепи центральноазиатским населением.
В Красноярске на сегодняшний день открыто более 150 курганов. Находка на Шинном кладбище – одно из звеньев в этой исторической цепи. Однако есть моменты, которые отличают данную находку от предыдущих.
«Таких находок не было в наших краях уже 65 лет. И надо учитывать, что до середины 20 века к курганам относились не очень бережно, даже сами методы выемки артефактов и останков были совсем иные, сейчас они кажутся почти варварскими. Прелесть этого кургана в большой сохранившейся коллекции керамики – более 50 сосудов и их частей. Оригинальна коллекция бронзовых предметов. Также до нас дошло достаточно редкие вещи из органики – например, отлично сохранившаяся деревянная шкатулка. Полагаю, антропологическая часть – черепа, фрагменты костей, зубы – будут далее тщательно исследоваться генетиками, чтобы узнать, историческую родину этих людей, чем они болели, чем питались, какой была средняя продолжительность их жизни», – уточнил Павел Мандрыка.
Необычно, что курган ориентирован не по сторонам света, как это принято у подобных сооружений сопредельных территорий. Почему так произошло – археологам СФУ только предстоит установить.