Опубликовано 28 ноября 2018, 13:27

Пещерные рисунки связали с астрономическими знаниями древних людей

© Stephane Begoin-Pascal Goetgheluck

Ученые провели новый анализ изображений на сводах ряда европейских пещер и пришли к выводу, что они связаны с астрономическими феноменами, такими как созвездия и кометы. Авторы нового исследования предполагают, что 40 тысяч лет назад люди уже использовали звезды, чтобы определять время. Статья об этом опубликована в Athens Journal of History.

На протяжении долгого времени люди пользовались звездами для навигации и определения времени, однако, когда появились подобные методы, до конца не ясно. Звезды можно использовать, чтобы определять время в течение ночи, а также вычислять намного большие временные промежутки. Это возможно посредством анализа прецессии оси вращения Земли — явления, из-за которого смещаются положения всех звезд. Период прецессии составляет около 26 тысяч лет. Ранее ученые думали, что люди узнали об этом лишь во времена Древней Греции.

Новая работа предлагает иначе взглянуть на астрономические знания гораздо более древних людей. Британские исследователи из университетов Эдинбурга и Кента приводят аргументы, что примерно тогда, когда в Европе исчезли неандертальцы, люди могли с помощью прецессии определять время с точностью около 250 лет. На такой вывод исследователей натолкнуло изучение рисунков в пещерах Испании, Турции, Франции и Германии. Они полагают, что изображения, которые обычно считают сценами охоты, на самом деле представляют из себя схемы расположения ярких созвездий во время важных событий.

«Раннее пещерное искусство показывает, что у людей, живших в последнем ледниковом периоде, были обширные знания о ночном небе. В плане интеллекта они вряд ли уступали современным людям», — уверен соавтор работы Мартин Свитмен.

Научное сообщество обсуждает гипотезу об астрономическом подтексте в наскальной живописи уже на протяжении по крайней мере 40 лет. Однако на данный момент сторонники этой идеи не смогли убедить подавляющее число специалистов в том, что такая интерпретация верна.