Опубликовано 31 августа 2019, 17:11

«Базовые школы – полигоны для того, чтобы новые программы создавались»

РАН, РАЕ и Минобрнауки поговорили о школьниках на форуме «Город образования»
«Базовые школы – полигоны для того, чтобы новые программы создавались»

© Город образования

Где взять 35 тысяч молодых исследователей, как начиная с первого сентября привнести больше науки в классы, будет ли РАЕ создавать базовые школы по аналогии с РАН, почему готовить современных ученых сложнее, чем несколько столетий назад, рассказывает Indicator.Ru.

Наука приходит к школьникам

О движении РАН навстречу школам сегодня говорится немало. С 2016 года в 24 школах Москвы ведется проект «Академический класс», в рамках которого академики приходят и рассказывают школьникам о своей области исследований. На форуме «Город образования» глава Минобрнауки Михаил Котюков и руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина рассказали о решении расширить проект на семь регионов, создать новые ответвления — «кружки от академиков» (одним из первых станет академик Алексей Лопатин, директор Палеонтологического института им. Борисяка РАН) и IT-классы. По мнению Михаила Котюкова, это должно помочь обеспечить приток в науку 35 тысяч молодых исследователей в ближайшее шесть лет.

В феврале академики обсудили более масштабное «вторжение» в образовательный процесс: создание опорных, или базовых, школ РАН, где ученые будут организовывать исследовательскую работу, проводить популярные лекции для детей и учителей, вести курсы и факультативы. Список этих школ, кстати, уже утвержден.

С того момента, как в обязанности РАН по уставу добавилась популяризация, к этой области тоже нужно относиться серьезно — хотя некоторые проекты Академия просто продолжила делать, как и делала раньше. Фестиваль NAUKA 0+, который тоже проводится при поддержке РАН, в этом году не только будет организовывать лектории, демонстрации, выставки по всей стране, но и объявил целых пять конкурсов для школьников и студентов до 18 лет. В одном из них будут соревноваться юные авторы рисунков о науке, на другой можно написать научно-популярные статьи в формате ЕГЭ, в третьем оценят научно-технические работы по девяти номинациям (и дополнительные награды дети получат от Национальной технологической инициативы), в четвертом могут поучаствовать авторы научно-популярных видео, а для пятого, где могут подключиться и взрослые — аспиранты, ученые и преподаватели — нужно спланировать зрелищные демонстрации научных экспериментов.

В «Открытой лабораторной» РАН выступает академическим партнером. Другой фестиваль науки в формате детского экспериментального шоу «WOW! HOW?» Академия не организует, но проводит на территории Президиума.

Много усилий вкладывается и в то, чтобы учить учителей: на форуме представили Троицкую школу повышения квалификации преподавателей физики, где читают лекции академики, профессора и доктора наук из девяти институтов при поддержке МПГУ и технопарков наукограда.

Но много это или мало, сказать тяжело: эффективность образования — субъективная трудноизмеримая вещь, которая к тому же имеет отложенные результаты.

Слово гуманитариям

Если представители РАН приводили примеры, гости от РАЕ начали с обсуждения концепций. «Российская академия образования является экспертной организацией в области педагогики и психологии. Конечно, мы очень активно занимаемся поддержкой педагогического инновационного опыта и стараемся научные исследования обосновывать на той реальной практике, которая есть», — рассказал Игорь Павлов, заместитель президента РАО.

Проект «Академический класс» в московских школах, по его словам, помогает освоить нормы исследовательской деятельности — как проектной, так и фундаментальной. Но делать это очень сложно, так как мир сейчас изменяется быстрее, чем образовательные программы. «Исследователь классический, до первой половины двадцатого века, и исследователь в двадцать первом веке находятся в совершенно разных ситуациях. С одной стороны, мы находимся в информационном пространстве, с другой, мы все чаще сталкиваемся с вопросом, а кто, собственно, является заказчиком для фундаментальных исследований, и эти запросы особенно актуальны для гуманитарной сферы», — считает Павлов. Поэтому РАО предлагает новые региональные модели развития и поддержки образовательных систем в регионах, в которых происходит взаимодействие научных центров РАО с учреждениями образования (от детских садов до колледжей) в регионах. Здесь РАО претендует на то, чтобы создать экспертное мнение по поводу всех проблем и трендов образования — и того, как внедрять туда гуманитарные науки.

Прозвучало предложение создать РАО по аналогии с РАН свои «Базовые школы», которые станут координирующими центрами и будут разбираться в том, как предсказывать наперед, что понадобится в жизни школьникам, на что Павлов ответил, что этим они и занимаются (и вопрос обсудят на ближайшем Президиуме). Но в потоке футурологии, антропологии и концептуализаций реальные действия, которые собираются предпринять, несколько растворились.

«Вы так и хотите границу провести между РАН и РАО. Я еще раз говорю, что РАО и РАН — это друзья, соратники и так далее. Я специально не стал дублировать рассказы коллег, хотя конкурсы мы тоже проводим, с Сириусом работаем, и все это у нас есть», — ответил на справедливое замечание модератора Павлов.

«Мини-набор макси-знаний» и наука с первого сентября

«Мы должны, прежде всего, смотреть, какие новые вещи, связанные с наукой, вносить в школьные программы, — рассказал вице-президент РАН. — Базовые школы — это как полигоны для того, чтобы новые программы создавались, исследовались, и мы их проводим. И проводим, конечно, в тесном контакте с Российской академией образования — у нас есть понимание, что надо работать вместе».

По словам Алексея Хохлова, готова РАН поддержать и акцию «Всенаука», организаторы которой хотят опросить экспертов и широкую аудиторию и определить «мини-набор макси-знаний», то есть той информации, которая закладывается в основу картины мира современного человека и которой нужно обладать, чтобы быть образованным. На втором этапе организаторы акции займутся популяризацией и распространением таких знаний, в чем им и собирается помогать Академия.

«Эта идея очень интересна. <…> Минимальный набор знаний не всегда совпадает с тем, что дается в школе. Если будут выявлены те вещи, которые школьники должны знать (и вообще все люди образованные должны знать), но которых нет в школьной программе — именно на освоение этих вещей мы должны модифицировать школьные программы», — прокомментировал Алексей Хохлов.

А вот о том, как привнести в школу побольше науки прямо с первого сентября, вице-президент Академии не дал каких-то новых и необычных рекомендаций: советы показывать красоту и важность науки, водить на фестивали, читать научно-популярные книги и журналы лежат на поверхности. Однако банальность ответа еще не значит, что он неверен (как и его оригинальность не гарантирует обратного. Поэтому к наступающему Дню знаний Indicator.Ru хочет пожелать учителям и ученикам не искажать сложного в упрощении, но и не отказываться от совета или метода только потому, что он «слишком простой»: в конце концов, чтобы оправдать движение планет вокруг Земли, сторонники идеи Птолемея тоже разработали изощренные схемы, законы и формулы. Но сделав центром нашей системы Солнце, можно поставить все на свои места и собрать воедино итоги наблюдений с гораздо меньшими усилиями.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.