Гуманитарные науки

«Это гонка, которую нужно было начать еще вчера»

Каким видят будущее дополнительного высшего образования

Александр Рюмин/ТАСС

На конференции EdCrunch в Москве обсудили перспективы цифровой трансформации дополнительного высшего образования. Что такое цифровой профиль, какой будет единая платформа ДПО, какие меры планируют реализовать в этой области в рамках нацпроекта «Образование» в Минобрнауки, какие проблемы возникают у университетов и почему одних технологий тут недостаточно — в репортаже Indicator.Ru.

Одно из направлений, по которым должен реализовываться нацпроект «Образование», — это федеральный проект «Новые возможности для каждого». Предполагается, что в рамках «новых возможностей» будет создана система непрерывного образования для всех желающих. Согласно паспорту нацпроекта, программы дополнительного профессионального образования (ДПО) должны обеспечивать «личностный рост, расширение и обновление профессиональных знаний граждан и приобретение ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями». Участники панельной дискуссии «Новые возможности: цифровая трансформация непрерывного образования в контексте реализации нацпроектов» представляли две стороны — Минобрнауки и университеты. Обе высказали свои планы на «новые возможности» и обсудили возможные проблемы.

«Свобода, открытость, технологии» — так должен звучать девиз «новых возможностей» по мнению заместителя директора Института образования НИУ ВШЭ Ильи Коршунова. Подразумевается, что программы ДПО предоставят людям свободу и «обеспечат их трудоустраивомость, их успешность и продвижение на рынке труда и в обычной жизни». «Открытость» в новом девизе означает, что вузы станут доступнее для людей, причем не только для молодежи, но и для старших возрастных групп. «Такого масштабного прихода других категорий населения в вузы еще не было», — провозгласил Коршунов. «Технологии» должны прийти из бизнеса и, вероятно, из систем корпоративного обучения.

Генеральный директор Университета «20.35» Василий Третьяков рассказал, на что нужно ориентироваться университетам при подготовке новых образовательных программ. Одно из ключевых понятий, на которые опирался Третьяков и другие спикеры, — это компетенции. В частности, по словам Третьякова, именно анализ востребованных на рынке компетенций может служить ориентиром для университетов и других образовательных организаций.

«Мы проанализировали, какие люди востребованы и какие компетенции являются определяющими при приеме на работу или продвижении внутри компании. Сравнили, какие компетенции для IT-специалистов востребованы в мире и на что ориентированы вакансии и образовательные программы в России. Поверьте, там очень большая разница. Мы до сих пор готовим просто программистов, требуем от человека просто готовности к программированию. В мире требования к программистам очень сильно диверсифицированы. Там есть требования к работе с искусственным интеллектом, к работе с алгоритмами, с конкретными языками, которые позволяют человеку решать более комплексные задачи. Это значит, что мы технологически с точки зрения запросов рынка труда и с точки зрения системы образования можем отстать», — отметил Третьяков.

О том, как видит реализацию федерального проекта государство, рассказал врио директора департамента информационных технологий в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Антоний Швиндт. Он рассказал о необходимости обновления информационных систем, созданных «на заре десятых годов». Следующим шагом должна стать цифровизация отрасли, в частности создание цифровых профилей, в которых будет содержаться информация о компетенциях отдельного человека.

«Построение цифровых профилей для человека очень важно. Цифровой профиль должен быть не только у студента, он должен оставаться с человеком на протяжении всей жизни. Если человек получает дополнительное профессиональное образование, его цифровой профиль должен дополняться, эта информация должна быть доступна для работодателя. Должна быть возможность эффективно отслеживать профиль гражданина, его дополнять и создавать для него новые возможности. В том числе чтобы понимать, каких компетенций ему не хватает, какое дополнительное профессиональное образование он должен получать. Для работодателя должна быть возможность смотреть, выбирать для себя, осуществлять отбор кадров», — рассказал Швиндт.

«Новые возможности» подразумевают создание некой единой платформы программ ДПО. Как именно будет выглядеть эта платформа и что она будет из себя представлять — пока неизвестно. Участники дискуссии упоминали, какой, по их мнению, должна быть платформа: «масштабируемой», «персонифицированной», «с элементами искусственного интеллекта». Разработка единого сервиса начнется, по словам Швиндта, в этом году, а в следующем он будет готов.

Сами по себе технологии не смогут обеспечить поставленных нацпроектом задач — необходимо взаимодействие с «большой наукой», подчеркнул директор Института системного программирования РАН Арутюн Аветисян. В качестве примера он привел зарубежные платформы онлайн-образования (какие именно, профессор не уточнил). «Если мы не сможем генерировать контент, то мы все равно проиграем. Что бы мы ни сделали, наши студенты будут пользоваться этими ресурсами», — отметил Аветисян.

О проблемах, связанных с реализацией программы, рассказали представители университетов. Ректор Чувашского государственного университета Андрей Александров озвучил некоторые из опасений, которые есть у его коллег, отметив при этом, что сам он не полностью с ними согласен. По его словам, университеты опасаются, что развитие программ ДПО может привести к снижению качества основных образовательных программ.

Еще одну, более насущную, проблему озвучили слушатели дискуссии: «Преподаватели боятся, не хотят, отказываются пользоваться цифровыми ресурсами. Колоссальная головная боль, ручной режим. Что с этим делать?» — прозвучал вопрос из зала. Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования Екатерина Бабелюк ответила, что вузам необходимо перестраиваться. Единственное, что может сделать министерство, — ввести дополнительный показатель в мониторинг эффективности деятельности вузов. «Именно эта работа сейчас ведется. Мы будем оценивать вузы в том числе с точки зрения реализации ДПО», — сказала Бабелюк.

«Это та гонка, которую нужно было начать еще вчера», — резюмировала замдиректора департамента проектной деятельности Министерства образования и науки Наталья Гвоздева.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.