Горная крепость показала быт пограничников Александра Македонского
Ученые Института археологии РАН совместно с узбекскими коллегами исследовали цитадель бактрийской пограничной крепости Узундара, построенной в III веке до нашей эры. Они реконструировали план всей крепости и обнаружили множество предметов, раскрывающих детали жизни военного гарнизона на окраине эллинистического мира. Об этом сообщается в поступившем в редакцию Indicator.Ru пресс-релизе.
«Это первая каменная эллинистическая крепость, обнаруженная в этом регионе, — говорит научный сотрудник Института археологии РАН Нигора Двуреченская. — Мы получили сенсационный материал, который позволяет судить об организации границы в селевкидское и греко-бактрийское время. Он ставит очку в споре, который историки ведут более ста лет по поводу границы Бактрии, которая входила в состав эллинистических государств восточной части Ойкумены. Наши работы позволяют утверждать, что южные районы Узбекистана входили в эту древнейшую историко-культурную область».
Бактрия занимала плодородную равнину с множеством оазисов и была окружена горами – горной цепью Гиндукуш на юге и отрогами Памира на востоке и севере. Все этапы истории Бактрии от завоевания Александром Македонским до падения во II веке до нашей эры под ударами ираноязычных кочевников с севера прослеживаются на примере пограничной крепости Узундара, построенной в горах Байсуна на высоте 1,7 тысячи метров над уровнем моря 2,5 тысячи лет назад.
Выяснилось, что обнаруженная в 1991 году крепость очень хорошо сохранилась: каменные стены на глиняном растворе до сих имеют до 5 метров в высоту. В 2017 года ученые вскрыли почти всю территорию цитадели крепости и впервые смогли составить предварительный план эллинистической восточной пограничной крепости и планы основных архитектурных сооружений внутри ее цитадели.
Это была пограничная застава, воины которой контролировали территорию и защищали плодородные оазисы Бактрии от набегов кочевников. В крепости археологи нашли свыше 300 наконечников стрел, более 300 каменных ядер для пращи, дротики, фрагменты железных и бронзовых панцирных пластин и деталей конской упряжи. Судя по этим находкам, гарнизон, стоявший в крепости, мог вести дистанционный бой и отражать прорывы кочевников на отдельных участках границы. Именно эти воины принимали первый удар и сообщали через систему сигнальных огней о надвигающейся опасности. Но в случае серьезной угрозы их сил было бы явно недостаточно и, вероятно, в таких случаях выдвигались тяжеловооруженные силы Греко-Бактрии из центральных районов страны.
«Крепость функционировала как погранчасть с гарнизоном. Вероятно, воины выставляли пикеты на соседние участки крепостных стен, контролируя все ущелья и перевалы, и держали под охраной довольно большой участок, — пояснила Двуреченская. — Это была фортификационная система, растянутая на десятки километров и соединенная сигнальными огнями для того, чтобы осуществлять реальный контроль над всей этой территорией».
В центре цитадели археологи обнаружили не имеющий аналогов среди памятников того времени скальный комплекс. Он представлял собой здание с вырубленными в скале двумя подвалами. Один из них, размерами 10 на 5 метров и глубиной 4 метра, был полностью обшит изнутри крупными свинцовыми пластинами. Вероятно, это был дом стратега со складом, в котором были запасы продовольствия и воды на случай осады. «На сегодняшний день одна из рабочих версий заключается в том, что это был схрон, склад. В цитадели хранилось продовольствие на случай осады для гарнизона, и, по всей видимости, над этими двумя подвалами было здание, скорее всего, одноэтажное — дом стратега, который и контролировал все эти запасы», — говорит руководитель экспедиции.
«Впервые в истории Средней Азии были найдены в археологических раскопах монеты «александрова типа» — драхмы с изображением Александра в львином скальпе. Это сенсационные находки, потому что одна монета была поднята «с пола», то есть найдена непосредственно в помещении, а вторая — на торговой площадке, которая была расположена рядом с крепостью. На территории Средней Азии это первые паспортизированные находки», —– отмечает Двуреченская.
Одна из самых интересных находок в крепости Узундара – это фрагменты оружия династии Хань: наконечник бронзового арбалетного болта, фрагмент пластины ламеллярного доспеха, датируемых II веком до нашей эры. Как полагают ученые, это оружие принадлежит юэджийским кочевникам — «военной угрозы с севера» во время сакского и юэджийского нашествия, которая отбросила границу греко-бактрийского царства далеко на юг от гор Байсунского района и послужила одной из причин его гибели.
Находки в крепости Узундара особенно ценны тем, что они получены с однослойного памятника, не перекрытого многометровыми поздними культурными наслоениями. Это позволяет воссоздать обоснованную и хронологически точную картину жизни пограничной крепости древней Бактрии со времен похода Александра Македонского до падения Греко-Бактрии под ударами кочевников в середине II века до нашей эры.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.