Опубликовано 20 декабря 2020, 23:00

Что нового в Nature, Science и The Lancet. 20 декабря

© Nature/Science/The Lancet/Indicator.Ru

Много вакцин от коронавируса, происхождение птерозавров, научные итоги года, любовь панд к какашкам и структура коры Марса — все это и многое другое в обзоре ведущих журналов от нашего научного редактора.

Nature

Сайт Nature разродился еще одними итогами года — лучшими научными фотографиями 2020 года. Очень неплохо получилось!

Обложка. Птерозавры были первыми позвоночными, развившими силовой полет, но проследить их точное эволюционное происхождение оказалось непросто. В выпуске этой недели Мартин Эзкур и его коллеги помогают заполнить этот пробел, показывая, что группа длинноногих изящных существ, называемых лагерпетидами, таких как Ixalerpeton polesinensis, изображенная художником на обложке, скорее всего, является сестринской группой птерозавров. Используя микро-компьютерную томографию и 3D-реконструкцию скелетных останков, исследователи смогли выявить уникальные особенности, такие как форма внутреннего уха, которые роднят лагерпетид с птерозаврами. Хотя точный переход между наземными и летающими позвоночными остается неизвестным, данные, собранные командой, освещают первые шаги к анатомическим характеристикам птерозавров.

Редакционных статей в журнале две. На первом месте — статья, продолжающая отрабатывать про-байденовскую тематику американских выборов, рассказывает о том, как должен новоизбранный президент перестроить деятельность Environmental Protection Agency (EPA), за работу которого часто критиковали администрацию Трампа. И только на втором – материал про британско-европейские проблемы («ЕС должен извлечь уроки из антиэкспертного нарратива, приведшего к Брекзиту»).

Перейдем к пересказам научных статей в других журналах.

Отметим исследование о странных белковых «каплях», которые внутри клетки приобретают свойства твердого тела, статью о том, что даже на вершинах Гималаев образуются частицы аэрозолей, которые влияют на климат по всему миру, потрясающее исследование о том, почему панды любят валяться в теплой куче какашек, и работа о том, как кустарная хлебопекарная практика сохранила штамм дрожжей, отличающийся от «промышленных» микробов.

В рубрике News выделим следующее:

Одобрение вакцины Pfizer (Nature вообще выделяет эту вакцину из всех прочих), публикация детальных результатов фазы III испытаний вакцины от AstraZeneka, опасения «ковидизации» науки (то, что деньги дают на то, что хоть как-то можно привязать к пандемии, в ущерб остальным отраслям), новости о том, как иммунная система детей может справляться с COVID-19 (и в этом может крыться ключ к победе над коронавирусом), и многообещающие результаты технологии CRISPR в лечении заболеваний крови.

Что мы отметим из исследовательских статей?

Новый успех в технологии так называемых пинцетных часов (tweezer clock), в которых используется лазерный пинцет, удерживающий много атомов, находящихся в связанном состоянии, что позволяет более точно и стабильно измерять частоту колебаний. В новом эксперименте 150 возбужденных атомов стронция удалось удержать в ловушке на 40 секунд и достичь результатов, схожих с лучшими атомными часами.

Статья, посвященная топологической сверхпроводимости в ван-дер-ваальсовой гетероструктуре.

Валидированные кадастры барьеров и моделирование показывают, что реки Европы фрагментированы более чем одним миллионом барьеров, таких как плотины и броды, что оказывает серьезное воздействие на биоразнообразие.

Оценки глобальной общей биомассы (массы всех живых существ) и антропогенной массы (массы, вложенной в неодушевленные объекты, созданные людьми) с течением времени показывают, что мы находимся примерно в том моменте, когда антропогенная масса превышает общую биомассу.

Прямая электрическая стимуляция мозга у макак-резусов (Macaca mulatta) предсказуемо изменяла субъективную оценку и выбор, связывая оценку и принятие экономических решений с орбитофронтальной корой.

Компоненты активных зон в синапсах нейронов хорошо известны, но процессы, лежащие в основе сборки этих структур, менее изучены; в новой работе выявлена роль жидкофазного разделения белков-скаффолдов.

Еще одна важная «нейростатья» посвящена микроглии — собственным иммунным клеткам центральной нервной системы, а точнее — тому, что происходит, когда в ее работе что-то идет не так.

И конечно же, никуда без коронавируса. Новая статья посвящена криоэлектронной микроскопии и томографическим исследованиям шипикового белка интактного вириона коронавируса. Это может помочь в понимании взаимодействия этого белка и нейтрализующих антител.

И еще две важные «структурные» статьи (раз и два) посвящены структуре одного из важнейших мышечных белков — миозина II.

Science

Текущий номер Science — спецвыпуск, причем теме спецвыпуска мы уже посвятили отдельный материал на нашем портале. Это научные прорывы года, в том числе и создание вакцин от коронавируса. Этой теме посвящена и обложка журнала. Про это же и редакционная статья «Прорывы для нас всех».

В рубрике In Depth отметим:

Призывы включить в группы риска для приоритетной вакцинации от коронавируса людей с синдромом Дауна как особо уязвимых.

Данные марсианского зонда InSight позволили узнать много о марсианской коре, мантии и ядре.

Материал, посвященный мРНК-вакцинам.

Требования ЛГБТ-ученых, чтобы с ними считались (дойдем ли до ЛГБТ-квот на Нобелевки?).

Отметим и другие научные статьи, которые не относятся к теме номера.

Интересная статья про один из видов нейропластичности: различные классы нейронов, оказывается, реконструируют свои профили миелинизации, чтобы разнообразить настройку нейрональных контуров в ответ на сенсорный опыт.

Еще одна статья о роли сенсорных входов первого слоя коры в обучении.

Криоэлектронная микроскопия показывает структуру такого интересного и сложного клеточного объекта, как сплайсосома.

Эволюционное дублирование и дивергенция набора консервативных типов клеток объясняют расширение ядер мозжечка.

Передовая технология секвенирования улучшает «сборку» генома макаки-резуса для моделирования различных болезней.

Релятивистская кинематика магнитного солитона.

Прямое наблюдение туннелирования Клейна в фононных кристаллах.

Специально синтезированные хиноны поддерживают высокопроизводительные Pd-катализаторы для окислительного арилирования C-H с кислородом.

И в Sciencе cтатья про структуру коронавируса: нынешний доминирующий структурный вариант SARS-CoV-2, по-видимому, эволюционировал от некой предковой формы и усиливает трансмиссивность. Плюс две статьи про полученные от лам и синтетические нейтрализующие коронавирус ультрапотентные антитела: раз и два.

The Lancet

Обложка журнала в этот раз внезапно не содержит цитаты и вообще какого-либо текста. Она просто изображает трех местных жителей, идущих по тропическому лесу в антикоронавирусных масках, сделанных из огромных листьев.

Редакционная статья озаглавлена: «Наука в пандемию COVID-19: куда мы движемся?»

Здесь же присутствуют короткие итоги года по версии The Lancet.

Ну и три исследования:

Результаты третьей фазы «оксфордской» вакцины (AstraZeneka).

Результаты испытаний нового варианта анти-ВИЧ-терапии.

Глобальные оценки потребности в реабилитации на основе Исследования глобального бремени болезней 2019 (Global Burden of Disease Study 2019): систематический анализ исследования.