Опубликовано 03 ноября 2020, 23:31

Что нового в Nature, Science и The Lancet. 3 ноября

© Science/The Lancet/Nature/Indicator.Ru

Генетический анализ африканцев, британцев и древних собак, лед кометы Чурюмова — Герасименко, денисовцы в Монголии и Тибете, неожиданная помощь поющим птицам от коронавируса и рост поглощения углерода — об этом и о многом другом читайте в дайджесте ведущих журналов от нашего научного редактора.

Nature

Обложка. Хотя Африка считается колыбелью современного человека, пока что изучена лишь малая часть генетического разнообразия африканских индивидуумов. В выпуске этой недели Зане Ломбард, Адебовале Адейемо, Нил Хэнчард и их коллеги из консорциума H3Africa помогают исправить этот дисбаланс, представляя анализ последовательностей всего генома 426 человек, охватывающих 50 этнолингвистических групп. Исследователи обнаружили более трех миллионов новых вариантов, в основном среди недавно отобранных групп, и идентифицировали 62 ранее неизвестных гена, связанных с вирусным иммунитетом, репарацией ДНК и метаболизмом. Они также наблюдали сложные модели смешения предков внутри и между популяциями и обнаружили доказательства того, что Замбия была вероятным промежуточным местом на пути экспансии для населения, говорящего на языке банту. Полученные результаты помогают уточнить понимание миграции через африканский континент и определить поток генов и реакцию на болезни как сильные факторы вариабельности населения на уровне генома. На обложке показано подмножество генетических данных, собранных в ходе исследования, «переведенных» в ожерелья из бисера ручной работы кооперативом Marigold beadwork cooperative в Зимбабве.

Этому же исследованию (и шире — проблеме африканской геномики) посвящена и одна из двух редакционных статей Nature. Вторая статья посвящена усилиям по обеспечению равенства и diversity в исследованиях. И вопросу, являются ли такие усилия обременяющими для науки.

Что отметим из исследовательских статей в других журналах? Новость о том, что вулканический пепел Помпей продолжает пакостить, разрушая фрески, исследование о крохотных динозаврах-летягах и способ измерить возраст молекулы РНК с точностью до часа.

В разделе News ранее признавшаяся в политической ангажированности Nature открыто заявляет: «ученые — за Байдена», а также размышляет о судьбе европейской науки после Брекзита.

Есть в выпуске некролог: скончался проживший почти век эколог Джозеф (Джо) Коннелл.

В рубрике Where I Work Надя Розенталь курирует производство генетически модифицированных мышей, которые помогают исследователям лучше понять целый ряд заболеваний, включая COVID-19.

Что мы отметим в области исследовательских статей?

Высокопроизводительные расчеты магнитных топологических материалов.

Исследование льда кометы Чурюмова — Герасименко спускаемым аппаратом Philae.

Недавно полученные измерения атмосферного углекислого газа с шести участков по всему Китаю в период с 2009 по 2016 год свидетельствуют о большем поглощении углерода на суше, чем считалось ранее, что отражает возросшее облесение.

Постоянная нейронная активность в гипоталамусе мыши кодирует аверсивные эмоциональные состояния, связанные со специфическими угрожающими стимулами.

Экзомное секвенирование и геномная характеристика 49 960 образцов разных людей из биобанка Соединенного Королевства.

Доказательства существования 28 генетических нарушений, обнаруженных путем объединения медицинских и исследовательских данных.

Инфицирование собак SARS-CoV-2.

Science

Обложка. Лосось плавает в реке Роуг, штат Орегон. Секвенирование генома и анализ улова в реке Кламат, Калифорния, показывают, что экотипы лосося в различных популяциях являются результатом простого менделевского полиморфизма, который влияет на сезонность нерестовой миграции. Физиологические и репродуктивные различия, которые долгое время считались отличительными для экотипов, появляются в результате воздействия окружающей среды от летнего обитания в разных экосистемах.

Редакционные статьи посвящены, во-первых, недостаточному представительству цветных женщин (UWOC) в PhD в компьютерных науках, а во-вторых — науке после президентских выборов в США.

В рубрике In Depth отметим новости о находке денисовской ДНК на тибетском нагорье, вопросам, могут ли редакторы вмешиваться в отзывы рецензентов, редактируя их без разрешения рецензентов, и проблемы, с которыми сталкиваются попытки применить оптогенетику для контроля мозга приматов.

Из исследовательских статей отметим:

Криоэлектронная микроскопия позволила лучше узнать структуру протонной помпы в респираторном комплексе млекопитающих.

Низкодозная электронная микроскопия, напротив, позволила рассмотреть структуру металл-галоидных перовскитов на атомарном уровне.

Очень важное и большое исследование древних геномов собак, которое позволило пролить свет на историю наших четвероногих друзей.

Две статьи (раз и два) посвящены путям распространения коронавируса в Европе и США, а еще одна рассказывает о том, как снижение городских шумов, связанное с локдауном, помогло петь птицам.

Статья о денисовских черепах в Монголии и статья о денисовской ДНК в отложениях в Тибете.

The Lancet

Обложка журнала в этот раз содержит цитату из редакционной статьи. Угадайте, чему она посвящена? Правильно, выборам в США. Тому же посвящены статьи и из рубрики Comments, и World Report. Поэтому в первой рядом расположены материалы про радикальную простатэктомию и радиотерапию рака простаты и про то, как выборы в США скажутся на женских репродуктивных правах. Во второй же мирно соседствуют будущее закона о доступном медицинском обслуживании в связи с выборами и материал о том, что Словакия планирует стать первой страной, в которой все взрослое население будет тестировано на коронавирус.

Впрочем, про исследовательские статьи в журнале тоже не забыли. Их три.

Первая — про принятие решения между чрескожной и хирургической реваскуляризацией у пациентов со сложной ишемической болезнью сердца.

Вторая — про сроки проведения лучевой терапии после радикальной простатэктомии.

Третья — про адъювантную или раннюю спасительную лучевую терапию — снова для лечения локализованного и местнораспространенного рака предстательной железы.