Опубликовано 29 декабря 2020, 14:34

Cледы древних культур в Израиле уничтожило цунами

© Sergei Orlov/Getty Images

Ученые обнаружили, что на побережье Израиля около 10 тысяч лет назад обрушилось мощное цунами. Оно могло уничтожить следы существовавших тогда культур. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

Цунами — довольно регулярное и обычное явление на восточном побережье Средиземного моря. Исторические и географические данные показывают, что последние шесть тысяч лет оно происходит примерно раз в столетие. Обычно они возникают из-за землетрясений в системе разломов Мертвого моря и подводных оползней. Однако события, произошедшие более шести тысяч лет назад, остаются слабоизученными. Из-за этого историки не могут оценить влияние цунами на древние человеческие сообщества региона. Поэтому американские и израильские ученые решили заняться этим вопросом и найти более древние цунами.

Исследователи из Калифорнийского и Хайфского университетов проводили работы в Тель-Доре. Это древний город-порт на территории современного Израиля. Ученые использовали фотограмметрические методы дистанционного зондирования для создания цифровой модели участка, которые сочетали с подводными раскопками и бурением на земле скважин глубиной до девяти метров. Так археологи нашли на побережье слой морских раковин и песка возрастом от 9910 до 9290 лет назад. Оказаться там все это могло только в результате цунами. По оценкам ученых, волна должна была пройти от 1,5 до 3,5 км, а ее высота должна была составить от 16 до 40 метров. Для сравнения, другие известные в этом регионе цунами проходили по суше не более чем на 300 метров.

Это природное явление могло случиться во время раннего и среднего докерамического неолита B (9250–10 700 лет назад, 10 500–11 700 лет назад). Важно, что цунами могло уничтожить многие памятники предыдущих культур, например натуфийской (12 000–12 500 лет назад). Предыдущие археологические раскопки практически не находили следы низинных прибрежных деревень, и определение этого цунами позволяет объяснить их отсутствие. Но существование многочисленных археологических памятников эпохи позднего неолита (около 8 тыс. лет назад) вдоль побережья говорит о том, что после цунами люди снова начали заселять регион.

«Наш проект фокусируется на реконструкции древнего климата и изменений окружающей среды на израильском побережье за последние 12 000 лет. Мы никогда не мечтали найти доказательства доисторического цунами в Израиле. Ученые знают, что в начале неолита, примерно 10 000 лет назад, побережье было в четырех километрах от того места, где оно находится сегодня. Когда мы вскрыли пробы почвы и нашли морские ракушки в сухой неолитической земле, мы поняли, что сорвали джекпот», — рассказал один из авторов исследования, Гилад Штиенберг из Центра морской археологии Скриппса в Калифорнийском университете в Сан-Диего.