Гениальность Леонардо да Винчи объяснили косоглазием
Учение выяснили, что художественный талант Леонардо да Винчи мог отчасти объясняться его косоглазием. Они изучили шесть произведений искусства, так или иначе изображающих художника, и в каждом из них обнаружили симптомы этого нарушения зрения. Статья с результатами исследования опубликована в журнале JAMA Ophthalmology.
Нормальное для человека бинокулярное зрение позволяет видеть окружающее пространство трехмерным. Точно изобразить видимую трехмерную реальность на плоском холсте довольно сложно, и художники очень не сразу поняли, как это делать. До Леонардо да Винчи они в основном изображали реальность плоской и не умели передавать глубину пространства. При косоглазии, из-за того, что прямо на объект направлен только один глаз, восприятие глубины слабеет, но расширяется угол зрения. Такое видение может быть преимуществом для художника. Ученые из Лондонского городского университета решили проверить, было ли косоглазие у Леонардо да Винчи.
Ученые выбрали для исследования два эскиза, две картины маслом и две скульптуры, которые, как считается, списаны с художника. Определив направление зрительных осей каждого глаза, они обнаружили, что угол отклонения одной из них от объекта составляет в среднем −10,3°. Исследователи диагностировали это нарушение как экзотропию – расходящееся косоглазие.
«Известно, что некоторые формы косоглазия облегчают художественный процесс: это приводит к двумерному монокулярному зрению», – рассказал один из авторов работы Кристофер Тайлер. Ученые пришли к выводу, что косоглазие у да Винчи проявлялось периодически. Художник мог переключать стереоскопическое зрение (при фокусировке на объекте) и монокулярное (при изображении его на холсте).
Ранее, исследователи выяснили, что косоглазием в той или иной форме страдали многие известные художники, например, Рембрандт, Альбрехт Дюрер, Эдгар Дега, Пабло Пикассо.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.