Опубликовано 21 мая 2020, 17:37

Дети обладателей ученой степени оказались сильнее сверстников в математике

© Abby Freireich/Max Pixel

Ученые из Сассекского университета показали, что дети, родители которых имеют ученую степень, оказываются в среднем на год опережающими сверстников в изучении математики. О своем открытии ученые рассказали в журнале Royal Society Open Science.

«Наше исследование показывает, что более глубокие знания математики, характерные для возраста ребенка, сильно коррелируют с более высоким IQ, более высоким социально-экономическим статусом и более высоким образованием родителей. Это значит, что дети с более высоким интеллектом и более высоким социально-экономическим статусом быстрее осваивают программы среднего образования по сравнению со сверстниками. Хотя этот вывод не является неожиданным, он демонстрирует важность родительского влияния на образование их ребенка и предполагает, что наличие родителей с высшим образованием может потенциально "смягчить" негативные последствия при переходе детей к программам среднего образования», — говорит один из авторов работы, сотрудник Сассекского университета Даниэль Эванс.

В ходе работы ученые исследовали рабочую память и факторы интернализации, которые показали авторам траекторию развития знаний в математике у детей в период их перехода из начальной школы в среднюю. Для анализа авторы использовали данные лонгитюдного исследования родителей и детей ALSPAC, которое включало почти девять тысяч детей, родившихся в период с 1 апреля 1991 года по 31 декабря 1992 года.

В исследовании основное внимание уделяется переходу от начального к среднему образованию из-за полученных ранее сообщений о снижении успеваемости по математике, особенно во время перехода из начальной в среднюю школу. В частности, по результатам предыдущих работ сообщается, что более чем у трети детей не наблюдается никакого прогресса в математике в течение всего переходного года из начальной в среднюю школу.

Авторы исследования считают, что родители с высшим образованием и ученой степенью помогают детям плавно перейти в среднюю школу различными способами, которые уменьшают негативное влияние этого процесса на успеваемость учеников по математике. Эти методы включают собственное положительное отношение родителей к образованию детей, участие в школьной деятельности или помощь с домашним заданием в благоприятной среде.

Ученые предположили, что излишняя эмоциональность родителей в раннем детстве может быть очень хорошим показателем плохой успеваемости по математике в подростковом возрасте. Однако позже авторы пришли к выводу, что связь между эмоциональными трудностями в раннем детстве и более поздней низкой успеваемостью статистически не значима и не может быть использована в качестве предиктора будущего повышения уровня математических знаний.

В результате исследователи показали, что мальчики достигают значительно более высоких оценок по математике в возрасте 11 лет, чем девочки, но за время средней школы этот разрыв между полами никак не увеличился. Ученые предполагают, что возникновение этого разрыва именно в возрасте 11 лет может быть объяснено повышением тревожности девочек при обучении математике и уменьшением удовольствия от предмета в этом возрасте.