Основатель «Диссеропедии»: степени по теологии — итог давления чуждых науке лиц
Ученые степени по теологии — это результат давления со стороны лиц, для которых наука не имеет ценности, а ученые регалии только элемент социальной карьеры. Так один из основателей «Диссеропедии» Алексей Касьян (Институт языкознания РАН) прокомментировал для Indicator.Ru присуждение первой в России «государственной» степени кандидата богословия.
По словам Касьяна, в том, что касается защиты диссертаций и серого рынка ученых степеней, чиновники из Минобрнауки и ВАК напоминают тяни-толкая. С одной стороны, они под напором научной общественности и отдельных должностных лиц активно отбирают ученые степени у ранее защитившихся недобросовестных диссертантов. Через взаимодействие с диссоветами они пытаются повысить научный порог для текстов, подаваемых на защиту, что в итоге привело к сокращению общего количества защищаемых диссертаций. Но, подчеркивает Касьян, эти же чиновники в любой момент готовы сделать два шага назад, если возникает сильное давление со стороны лиц, для которых наука не имеет ценности, а ученые регалии только элемент социальной карьеры.
К таким шагам, по его мнению, относится и недавний запрет на участие «непрофильных» экспертов в пересмотре подозрительных диссертаций, и утверждение научной специальности «Теология» (после обращения патриарха РПЦ к депутатам Госдумы). «Теология не базируется на принятой сегодня научной методологии. Первая ласточка — "диссертация" Павла Хондзинского — тезис о псевдонаучности подтверждает, и ведь это явно одно из лучших сочинений в данной области, иначе бы его не вынесли на первую, парадную защиту», — резюмирует эксперт.
Однако с мыслью Касьяна о ненаучности представленной диссертации не согласен другой «светский» ученый, доцент кафедры русского языка филологического факультета МГУ Екатерина Кислова. «Павел Хондзинский — хорошо известный в научной среде специалист, я читала отдельные его статьи, посвященные исследованию богословия XVIII-XIX вв. С моей точки зрения, эта работа — пример корректного, очень интересного и совершенно научного анализа текстов, в результате которого удается проследить генезис богословских взглядов митрополита Филарета. Как специалист по языку проповедей XVIII в., я должна признать, что многое в подобных текстах заметно только специалистам с богословской подготовкой, мы, "светские" филологи и философы, читаем их совершенно с других позиций. Сама возможность исследовать религиозные тексты с разных точек и с разной перспективой мне кажется крайне важной, только так мы сможем получить объемную картину истории мысли: философской, богословской, в целом гуманитарной».
1 июня 2017 года большинством в 21 голос из 22 (один бюллетень был неправильно заполнен и признан недействительным) диссертационный совет присудил протоиерею Павлу Хондзинскому степень кандидата богословия. Тема его работы — «Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского». На защите присутствовало 22 члена Диссертационного совета из 23, что делает заседание правомочным.
Однако эта защита приобрела оттенок скандальности: еще в марте она вызвала ожесточенные споры и неприятие среди тех, кто считает теологию не соответствующей критериям научной рациональности, а попросту лженаукой. На вечер 31 мая было опубликовано пять отрицательных отзывов на автореферат диссертации (из 9). Авторы этих отзывов (все биологи) подвергли критике метод исследования (особенно «личностный опыт веры и жизни теолога», упомянутый в тексте), объективность рассмотренных источников и даже соответствие опубликованных по теме диссертации работа требованиям ВАК.