Опубликовано 22 февраля 2018, 16:20

Генетики рассчитали, как быстро древних британцев вытеснили переселенцы

© PxHere/ Charlotte Zink/Global Look Press/Indicator.Ru

Большая международная группа ученых проанализировала геномы 400 древних европейцев, чтобы понять, как культуре колоколовидных кубков удалось быстро распространиться на территории Британии. Выводы исследования опубликованы в журнале Nature.

Авторы исследования проанализировали геномы 400 европейцев неолита, медно-каменного и бронзового веков, 226 из них принадлежали традиции колоколовидных кубков, распространившейся в Центральной и Западной Европе в 2750-2500 гг. до н.э. и просуществовавшей 500-700 лет. В качестве основных причин быстрого распространения культуры ранее называли миграцию и культурную экспансию.

Работа генетиков показала, что в геноме современных британцев почти не осталось наследия народов, ставших строителями Стоунхенджа. Примерно 4500 лет назад их сменила традиция колоколовидных кубков, известная своеобразной формой керамики. Генетический анализ показал, что через несколько столетий после вторжения 90% генотипа жителей британских островов оказалось привнесенным переселенцами.

Ученые также попытались понять, каким образом культуре удалось так быстро распространиться. Они установили, что между народами, изготавливавшими похожие по форме сосуды на Пиренейском полуострове и в Центральной Европе, не было близкого родства. Значит, традицию изготовления сосудов переносили не миграцией, а иными способами.