Домонгольские валунные фундаменты и древние фрески: археологи исследуют церковь Бориса и Глеба в новгородском Детинце
Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН закончил запланированные на летний сезон 2021 года раскопки участка в Новгородском кремле, на котором находилась церковь Бориса и Глеба – шестистолпный храм, построенный в XII веке по заказу новгородского купца Сотко Сытинича, возможного прототипа былинного Садко. В ходе работ археологи исследовали культурные слои от XI до XV века и раскрыли западную стену храма, поставленную на валунный фундамент.
«Исследования этого полевого сезона позволяют существенно дополнить наши знания, причем как об архитектуре исчезнувшего памятника, так и о его археологическом контексте, позволяя рассказать разные истории: историю перестроек церкви, историю участка до каменного строительства, историю кладбища у стен храма и, наконец, историю разрушения самого здания», – сказал руководитель архитектурно-археологического отряда ИА РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов.
В раскопках также принимали участие студенты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного академического гуманитарного университета, Политехнического колледжа НовГУ и волонтеры из московской школы № 57 при содействии Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.
Сейчас о существовании каменной церкви Бориса и Глеба напоминает лишь маленький храм Андрея Стратилата, когда-то бывший ее приделом. Но в древнем Новгороде Борисоглебский собор был один из важнейших храмов, выделявшихся своими размерами и своим положением в южной части новгородского кремля.
Первое упоминание в летописи о строительстве церкви Бориса и Глеба в Детинце относится к 1146 году. Летописец еще в XII веке писал, что здесь в первой половине XI столетия стоял деревянный Софийский собор, который сгорел и был выстроен в камне уже на другом месте. На пустом месте в 1167 году некто Сотко Сытинич построил каменный храм: «Въ лЂто 6675 … На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и ГлЂба, при князи Святославе Ростиславици, при архиепископЂ Илии».
В начале XIII века церковь была разрушена после удара молнии и восстановлена. Через столетие, в начале XIV века, церковь вновь была отремонтрована. Во время раскопок найдены кирпичи этого времени, подтверждающие сообщение летописи о крупном ремонте храма: «В лЂто 6810 … заложиша церковь камену святою Бориса и ГлЂба, которая порушилася… В лЂто 6813 … священа бысть церкы святою мученику Бориса и ГлЂба великымъ священiемъ архiепископомъ новгородскымъ Өеоктистомъ, мЂсяца декабря 9, на Зачатье святыя Анны, въ державу христолюбиваго князя Михаила».
В 1441 году старый храм был снесен и выстроен заново примерно в тех же формах: «В лЂто 6949… постави архiепископъ Еуөимiй церковь святыи Борисъ и ГлЂбъ, на старои основЂ, во ОколоткЂ; и быша ему пособници новогородци». Однако основания старых стен и столбов покоились уже глубоко в земле, наросшей вокруг здания за три века его существования. Поэтому они не были сломаны: на них и воздвигли новый собор. К храму XV века был пристроен придел с южной стороны, ставший существующей ныне церковью Андрея Стратилата. В XVII веке собор был разобран из-за ветхости, а придел остался стоять.
В 1940–1941 годах новгородские археологи А.А. Строков и В.А. Богусевич начали раскопки памятника, но из-за начавшейся войны материалы раскопок опубликованы не были. Сохранившиеся документы не содержат данных о точном плане храма.
В 2008 году Новгородский архитектурно-археологический отряд ИА РАН провел разведочные раскопки рядом с церковью Андрея Стратилата. Спустя десять лет археологи продолжили изучение памятника. Работы 2008–2020 годов проходили на участках, затронутых раскопками довоенного времени.
В 2021 году археологи провели исследования на участке, который ранее никогда не изучался. Археологи исследовали западную часть храма XII века: был открыт фрагмент западной стены, основания лопаток, каменных вертикальных тяг, членивших фасады, а также валунные фундаменты.
Исследование сохранившихся под землей фрагментов выявило технику строительства стен древнего храма. В процессе раскопок были обнаружены древние кирпичи, среди которых выделяется домонгольский кирпич византийского образца, плоский, тонкий, почти квадратный – плинфа. Из него был сложен первый ряд стеновой кладки – плинт, выравнивающий неровности валунного фундамента. Также древние зодчие использовали для кладки и большие белокаменные блоки. Такая кладка, с использованием как плинфы, так и каменных обработанных блоков, называется смешанной (opus mixtum) и является одним из самых древних видов каменной кладки, восходящей к строительной технике Древнего Рима.
В раскрытом фрагменте церкви Бориса и Глеба археологи обнаружили небольшую часть фундаментной ленты, направленной от западной стены в сторону северо-западного подкупольного столба. Такие ленточные валунные фундаменты придавали зданию дополнительную прочность: они скрепляли единой жесткой сеткой стены и столбы храма между собой и позволяли поднимать их на значительную высоту от земли.
«Эти части древней постройки дают представление о ее архитектуре, об особенностях строительного мастерства Новгорода домонгольского времени. На примере храма Бориса и Глеба мы наблюдает, как из древнеримского зодчества через посредничество византийской строительной техники перешли в древнерусскую архитектуру приемы закладки фундаментов каменных зданий», – отметила ученый секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.
В летописях нет прямых упоминаний о том, что храм Бориса и Глеба был украшен росписью. Однако в процессе археологических работ были собраны фрагменты древней штукатурки с красочным слоем – фрески. Их не очень много, они не составляют ни одного целого фрагмента, но по этим небольшим кусочкам разного цвета, извлеченным из земли, можно сказать, что храм был расписан, причем можно даже предположить, что дважды: во второй половине XII века и в XV веке.
Ниже слоя строительства храма 1167 года археологи зафиксировали культурный слой XI века, в котором были обнаружены западноевропейские монеты этого времени, а также бытовые предметы. На уровне нетронутой поверхности внизу, на поверхности материка, были зачищены канавки от частоколов и следы распашки, свидетельствующие о том, что в этой части новгородского Детинца до строительства храма велась хозяйственная деятельность.