На Тамани найдены остатки редких древнегреческих музыкальных инструментов
При раскопках на Таманском полуострове археологи обнаружили остатки древнегреческих арфы и лиры. Находки эллинских музыкальных инструментов чрезвычайно редки и поэтому очень важны для историков. Об этом сообщает пресс-релиз Института археологии РАН, поступивший в редакцию Indicator.Ru.
«До настоящего времени нам была известна одна, частично сохранившаяся древнегреческая арфа из некрополя Пирея (Афины) и колки от арфы из некрополя города Тарант, расположенного на территории Великой Греции в Южной Италии. В некрополе Пирея арфа найдена в могиле последней трети V века до нашей эры. Колки от арфы в некрополе Таранта найдены в семейной усыпальнице III–II веков до нашей эры. В этом ряду арфа, найденная на Тамани, оказывается одним из самых ранних и хорошо сохранившихся во всем древнегреческом мире», – говорит руководитель Сочинской экспедиции Роман Мимоход.
Некрополь поселения «Волна-1» находится недалеко от поселка Волна у подножия горы Зеленская в Темрюкском районе Таманского полуострова. По данным, полученным археологами, здесь со второй четверти VI века до нашей эры и до IV веках до нашей веры существовал греческий полис – один из городов Боспорского царства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива.
Арфа, найденная в некрополе «Волна-1», представляет собой вариант древнегреческой арфы, известной по античным источникам под названием «тригон» (trígōnon, от греческого τρίγωνον). Такие арфы, треугольной или лукообразной формы, считаются одними из древнейших музыкальных инструментов и происходят от простого лука, на котором вместо тетивы крепились струны.
Самые древние изображения подобных арф были обнаружены на фресках гробниц Древнего Египта, датируемых 3000 годом до нашей эры. Позже, примерно в 1900 году до нашей эры, на Ближнем Востоке появляются угловые арфы в форме треугольника, две стороны которого образовывали узкое основание, на котором был закреплен один конец струн, и широкий и слегка изогнутый резонатор, через отверстия в котором проходил второй конец струн. Третью сторону треугольника образовывали сами струны разной длины из волос или растительных волокон. При игре арфу держали вертикально, перебирая струны пальцами обеих рук, либо горизонтально – в этом случае правая рука с помощью плектра извлекала звук, а левая гасила излишние колебания струн.
Самое раннее изображение арфы-тригона в древнегреческом искусстве датируется 2800-2700 годом до нашей эры – это мраморная статуэтка арфиста, найденная на Кикладских островах. На краснофигурных лекифах V – III веков до нашей эры изображения арфы встречаются в семейных, свадебных и погребальных сценах. Как полагают исследователи, арфа считалась в Древней Греции «женским» инструментом: игра на арфе требовала большого искусства, и мелодии и звуки оценивались как слишком нежные, в противовес звукам лиры.
Лира, в отличие от арфы, считалась чисто греческим инструментом. В античном мире существовало несколько типов лир, самым распространенным из которых была кифара – инструмент с деревянным корпусом и перекладиной, на которую с помощью штифтов натягивались струны одинаковой длины и разной толщины. Играли на кифаре сидя или стоя, извлекая звуки костяным или деревянным плектром.
Участники Сочинской экспедиции обнаружили остатки древнегреческой арфы-тригона в грунтовом семейном склепе IV века до нашей эры. Основа арфы была выполнена из дерева и кожи и поэтому не дошла до наших дней. От арфы-тригона в погребении сохранилась костяная основа, в которой были закреплены бронзовые колки и бронзовые скобы для крепления накладок к дереву. По числу бронзовых колков можно предположить, что на арфе было 30 струн.
Исследователи тщательно расчистили место находки и обнаружили, что арфа была сломана во время совершения погребального обряда: один кусок арфы с колками был уложен аккуратно рядом с другим. Как отмечают ученые, преднамеренная поломка вещей в древней ритуальной практике, особенно похоронной, была распространена в античном мире.
Детали кифары были обнаружены в другом погребении V века до нашей эры, предположительно воинском: рядом с останками находился меч, рядом был похоронен конь. Археологи нашли костяную деталь для крепления струн (струнодержатель) и железный порожек, который поднимал струны над декой. У порожка на концах сохранились остатки дерева, что свидетельствует о том, что он крепился на деревянном корпусе музыкального инструмента. Судя по количеству и расположению прорезей, на инструменте было семь струн. В 20 сантиметрах от остатков кифары была обнаружена костяная резная пластина, похожая на плектр.
«Подобные детали встречаются у двух видов древнегреческих музыкальных инструментов : у лир и у их разновидностей – кифар. Так как лира, как правило, имела резонатор из панциря черепахи, следов которого в погребении обнаружено не было, то мы склоняемся к мнению, что перед нами остатки древнегреческой кифары. Резная пластина, которая может быть как украшением этого музыкального инструмента, так и плектром для игры на струнных инструментах – деталь, так же характерная для кифар. Это первая известная нам находка фрагментов кифары», – говорит руководитель Сочинской экспедиции Роман Мимоход.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.