Опубликовано 01 сентября 2020, 19:34
2 мин.

Древние британцы хранили дома кости умерших родственников

© Wiltshire Museum/Tees Archaeolog/Indicator.Ru

Археологи выяснили, что отношение жителей Британских островов в бронзовом веке к умершим сильно отличалось от современного. Они могли хранить кости дома, выставлять их на обозрение и даже использовать для создания музыкальных инструментов. Работа ученых опубликована в журнале Antiquity, полностью со статьей можно ознакомиться на сайте Бристольского университета.

«Даже в современных светских обществах человеческие останки рассматриваются как очень значимые объекты. Вероятно, это справедливо и для людей бронзового века. Однако иногда они обращались с мертвыми так, что сегодня это покажется нам немыслимо жутким», — говорит один из исследователей, сотрудник Бристольского университета Томас Бут.

Погребальные ритуалы некоторых народов действительно могут показаться современному человеку странными или даже жутковатыми. Особенно это касается древних культур, в том числе и европейских. В рамках своего исследования археологи из Великобритании обнаружили в Уилтшире, недалеко от Стоунхенджа, погребение. Необычно оно оказалось потому, что в нем была найдена использовавшаяся для музыкального инструмента человеческая кость. Она представляла собой тщательно вырезанный и отполированный артефакт, лежащий вместе с другими предметами, например бронзовым топором. В результате анализа ученые пришли к выводу, что ей пользовался какой-то знакомый умершего, а затем ее вернули в могилу.

«Хотя фрагменты человеческих костей включались в погребальный инвентарь, они также могли храниться в домах живых, закапываться под полом домов и даже выставляться на обозрение. Это говорит о том, что люди медного и бронзовых веков не рассматривали человеческие останки с чувством ужаса или отвращения, в отличие от нас», — рассказала ведущий автор работы, приглашенный профессор кафедры антропологии и археологии Бристольского университета Джоанна Брюк. Ученые также использовали микрокомпьютерную томографию, чтобы с помощью микроскопических изменений костей разных людей определить, как с обращались с их телами. Археологи выяснили, что на территории Британских островов на протяжении исследуемого периода — от 2500-го до 600 года до н. э. — не было какого-либо упорядоченного и общего для всех ритуала. Некоторых людей кремировали, других перезахоранивали, а третьих просто оставляли разлагаться в земле.

Результаты исследования привели ученых к выводу, что культуры бронзового века в Британии опирались на память и прошлое для создания своей собственной социальной идентичности. В отличие от современных людей, древних жителей Британских островов слабо заботили давно умершие предки. Вместо них они скорее вспоминали тех, кого еще помнят живые. «Это исследование действительно подчеркивает странность и, возможно, непознаваемую природу далекого прошлого с точки зрения сегодняшнего дня», — резюмировал Бут.