Опубликовано 20 января 2021, 22:00

Древние европейцы использовали в качестве денег кольца

© Emma Traherne/The British Museum

Археологи проанализировали находки из древних кладов и пришли к выводу, что в раннем бронзовом веке в качестве монет использовались предметы в виде колец, ребер и лезвий топора. Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.

Человеческое общество не может без денег. Они часто принимали разные облики, в зависимости от культуры и времени, но всегда играли важную роль в истории. Одной из ключевых особенностей денег является стандартизация. Но у древних людей не было таких точных мер измерения, как у нас. Если современные десятирублевые монеты абсолютно идентичны, то монеты в древности такими одинаковыми быть не могли. Это оказывается сложностью для археологов. Им приходится искать похожие, но не одинаковые предметы. Таким образом поступили и нидерландские ученые.

Археологи из Лейденского университета сравнивали предметы из эпохи ранней бронзы в Европе (2150–1700 год до н. э.), которые могли бы быть похожи. Исследователи изучили более 100 древних кладов и более 5028 предметов, изготовленных из бронзы в форме колец, ребер и лезвий топоров. Археологи статистически сравнили, сколько весили объекты. Они опирались на психофизиологический закон Вебера — Фехнера. Одним из его следствий является то, что если объекты близки по массе, то взвешивающий их вручную человек не сможет различить их.

Археологи обнаружили, что, хотя реальный вес предметов был разным, 70,3% колец были близки настолько, что вручную их различить было нельзя. Их вес был в среднем около 195 граммов. Примерно столько же весили и лезвия топоров с ребрами. Ученые предположили, что совпадение по форме и весу, а также нахождение этих предметов в кладах говорит об их использовании в качестве ранней формы стандартизированной валюты. Они также отмечают, что уже в эпоху средней бронзы в Европе появляются более точные инструменты для взвешивания и точность становится выше.

«"Евро" доисторических времен представляли собой бронзовые кольца, ребра и топоры. Эти артефакты раннего бронзового века были стандартизированы по форме и весу и использовались как ранняя форма денег», — отмечают авторы исследования.