Опубликовано 14 октября 2017, 14:03

Историк любви и религии: сторонник идей о древнем матриархате в викторианской Англии

190 лет назад родился Джон Мак-Леннан
Адам и Ева. Гравюра

Адам и Ева. Гравюра

© Альбрехт Дюрер

Эволюция брака, патриархат и похищение невест – темы, которые больше ожидаешь встретить в современной феминистской колонке, чем в исследованиях джентльмена из викторианской Англии. Но именно ими и занялся Джон Мак-Леннан – юрист, бросивший Кембридж, споривший с Дарвином и ставший героем рубрики «История науки» на Indicator.Ru.

Инвернесс – небольшой город-порт в Шотландии, в устье реки Несс (примерно так и переводится его название с гэльского языка). Когда-то там жили древние пикты из баллады про вересковый мед, а недалеко находился замок (тогда он был еще деревянный), предположительно описанный Шекспиром как резиденция Макбета.

Замок Ивернесс

Замок Ивернесс

© Wikimedia Commons

В этом городе 14 октября 1827 года и родился Джон Фергюсон Мак-Леннан. Сын страхового агента, он вполне ожидаемо выбрал юридическую стезю. О детстве его известно мало, но, судя по всему, его семья не бедствовала: их положение позволило ему поступить на юридическое отделение Королевского колледжа в Абердине, а потом и в Тринити-колледж Кембриджа. Там на третьем курсе Джон получил почетное первое место, сдавая экзамен по математике – а потом внезапно бросил Кебридж без получения ученой степени.

Не зная, чем заняться дальше, Мак-Леннан провел два года в Лондоне, работая в радикальной еженедельной газете The Leader, где познакомился с писательницей Джордж Элиот (ее настоящее имя – Мэри Энн Эванс) и литературным критиком и писателем Уильямом Россетти и даже баловался стихами в пре-рафаэлитском стиле. Кстати, Элиот (не оставшись без влияния Макленнана) позднее будет еще возвращаться к теме викторианской антропологии в своем романе «Миддлмарч». После этого он вернулся в Эдинбург, где стал членом коллегии адвокатов, но и там не бросал свои писательские опыты, став автором статьи «Право» в восьмом издании «Энциклопедия Британника». Готовя статью, Мак-Леннан погрузился в изучение истории права в древнем мире, особенно в Древнем Риме и Спарте. Это привело его к антропологическим рассуждениям об истории брака и взаимоотношениях полов. Тогда, еще на заре антропологии, эта тема (наравне с возникновением религии) была одной из самых обсуждаемых.

Джордж Элиотт

Джордж Элиотт

© Wikimedia Commons

В викторианскую эпоху, как писал историк Дженет Мюррей, в культуре существовало три основных женских образа: идеальный (терпеливая, кроткая и заботливая дочь, жена и мать), порочный (дерзкие служанки, девицы легкого поведения) и страдающий (такими обычно становились кандидатки в «идеальные», жизнь которых сложилась менее удачно и была полна бедности и лишений). Женщину часто судили по достоинствам и поведению ее супруга, и участь незамужних была незавидной. Корни этого традиционно подчиненного положения женщин и решил проследить в древних временах Мак-Леннан. «Изучая этот обычай, мы не можем избежать заключения, что была стадия в истории племен, когда жен выкрадывали и получали силой», – написал он в своей книге «Первобытный брак».

В противовес идеи о господстве патриархата в первобытных обществах он пришел к мысли, что в них сначала вовсе не признавали родственных связей. По его мнению, поначалу первобытные люди жили «стаями» и практиковали промискуитет и нередко убивали младенцев-девочек как бесполезных и неспособных стать охотниками и воинами. Затем в племенах установился обычай экзогамии – поиска невест вне своего племени (мнения которых особенно никто не спрашивал), что благоприятствовало обмену наследственными признаками. Такие браки со временем стали отмечаться подобием религиозных церемоний. Наконец, древние люди начали чтить родственные связи – но сперва только по материнской линии. И тут установились более мягкие отношения – многомужество с большими семьями, жившими вместе.

Мак-Леннан живо интересовался необычными традициями брака у разных народностей и племен, пытаясь с их помощью подтвердить свои гипотезы. Например, сравнивал в той или иной форме дожившие до XIX века обычаи похищения невесты у разных азиатских народов, например, ногайских татар и киргизов. Эти народы тоже практиковали экзогамию – у некоторых представителей даже сохранялось правило, по которому в первый год после свадьбы женщина не может вернуться домой и переступить порог родительской юрты. У калмыков мнение невесты, пусть и негласное, ценилось больше: похищение превратили ритуал, где жених должен был догонять невесту в скачках на лошади. Если претендент ей не нравился, она должна была скакать изо всех сил, а если она была согласна выйти замуж за него, то можно было поддаться.

Трапеза наирских женщин

Трапеза наирских женщин

© Wikimedia Commons

Наиры (так назывался один из союзов каст, живущих в Индии) практиковали сложные и запутанные отношения, включая многомужество, многоженство (иногда одновременно). Когда девочке исполнялось 10-12 лет, ее мать обручала ее с кем-то из их круга, и он часто преспокойно уходил на войну, после чего девочка могла остаться с ним, если хочет, либо подыскивала себе новых супругов, причем чем больше их было, тем успешнее она считалась. Поскольку дело с установлением отцовства было крайне запутанным, родство признавалось больше по материнской линии, и даже наследование титулов и состояния происходило через сыновей сестер, а не через собственных сыновей. Мак-Леннан назвал эти обычаи, немало удивившие викторианских антропологов, «наирской полиандрией». А в некоторых австралийских племенах даже отрицают роль отца в оплодотворении, полагая, что дети появляются из-за духов. Примерно так Мак-Леннан и представлял себе древние общества, где начали признавать родство только по материнской линии.

Со многими пунктами его теории не соглашались современники, однако причудливые взаимоотношения полов у «дикарей» раздразнили воображение жителей Туманного Альбиона. Книги шотландского адвоката наделали много шума (хотя и не всегда доброжелательного): пока одни удовлетворяли праздное любопытство, другие впервые увидели нарисованную автором картину эволюции культуры. С его работами ознакомился, но не согласился сам Чарльз Дарвин – по мнению ученого, беспорядочные связи не могли быть свойственен древним людям, потому что его нет у приматов, у которых он знал только о моногамии и полигамии. «Распутство многих дикарей, без сомнения, потрясает, – писал автор эволюционной теории. – Но мне кажется, требуется больше доказательств перед тем, как мы согласимся, что у них промискуитет».

Одно из современных изданий Мак-Леннана

Одно из современных изданий Мак-Леннана

© Wikimedia Commons

Позднее выяснилось, что ошибались оба: среди приматов нашлись карликовые шимпанзе – бонобо, которые словно воспринимают выражение «занимайся любовью, а не войной» абсолютно буквально, а среди антропологов – авторы новых теорий, опирающиеся не только на свое воображение и наблюдательность, но и на поиск, к примеру, зависимостей между анатомическим строением человека и других приматов и устройством их семьи.

Помимо изучения истории взаимоотношений полов у человека, Мак–Леннан живо интересовался и второй темой, привлекавшей умы викторианской Англии: историей религии. В своей книге «Поколение животных и растений» он предположил, что изначально у древних людей существовал монотеизм (единобожие), и только потом, завоевывая новые земли и приспосабливаясь к новым условиям, они «деградировали» и в обществах развились различные варианты религиозных культов. Хотя сейчас эта мысль кажется странной и нелогичной (как и некоторые из его идей касательно истории брака), размышления Мак-Леннана поколебали столпы существующих теорий и привели в антропологию и культурологию эволюционный подход, новизна и необычность которых очень стимулировали развитие этих наук. Он же ввел термин «тотемизм», то есть поклонение животным, растениям и силам природы, которые считаются духами-покровителями племени. Этот термин используется социологами, культурологами и антропологами и сегодня.

«В науках о законе и обществе «старое» означает старое не по хронологии, но по структуре: что, что наиболее архаично, нежит ближе всего к началу человеческого развития, и наиболее современное – это то, что отстоит дальше всего от начала», – говорил он.

Один из оппонентов Мак-Леннана, философ Герберт Спенсер

Один из оппонентов Мак-Леннана, философ Герберт Спенсер

© Wikimedia Commons

Джон Мак-Леннан горячо верил в свои теории и очень обижался, когда кто-то допускал малейшую критику в его адрес. Даже Герберт Спенсер побоялся с ним спорить, увидев, как яростно автор статьи защищает свою позицию в переписке. Помимо основных занятий (адвокатского дела, приносившего ему доход, и любимых им антропологических изысканий), он не забыл окончательно и о литературе: наблюдения за людьми он воплотил в романе «Жизнь Томаса Драммонда». А вот довести до конца некоторые из своих антропологических работ (и вторую редакцию «Первобытного брака», где собирался пересмотреть некоторые пункты) он не успел: завершили начатое уже его вдова и друг.

У самого Мак-Леннана было две жены (не одновременно, конечно, а по очереди), причем первая родила ему дочь, а затем умерла в 1870 году. Вторая жена, Элеонора Анна, пережила мужа на 15 лет. За свою жизнь он успел побывать в Алжире, но это путешествие не обернулось для него ничем хорошим: там он подхватил малярию и потом до конца дней страдал от осложнений. Умер он от туберкулеза всего в 53 года – возможно, дали о себе знать последствия алжирской лихорадки и любовь к выпивке, приобретенная в последние годы.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.