Гуманитарные науки

Эмоции оказались ключом к вовлечению школьников в учебу

Александр Гальперин/РИА Новости

Сотрудники НИУ ВШЭ совместно с зарубежными коллегами протестировали шкалу вовлеченности в учебный процесс на российских школьниках. Выяснилось, что наиболее сильно на этот показатель влияет эмоциональный интеллект. Статья исследователей опубликована в журнале PLOS One.

Вовлеченность учеников в процесс обучения оказывает сильное влияние на их успеваемость и успехи в будущем. В некоторых странах школьников оценивают с помощью специальной шкалы вовлеченности, чтобы спрогнозировать их будущие успехи. Понятие вовлеченности по этой шкале шире, чем просто мотивация учиться. Оно включает также и оценку общего самочувствия ребенка в школе, его заинтересованность и готовность преодолевать трудности.

Обычно оценивают три области вовлеченности учащегося: поведенческую, эмоциональную и познавательную. Первая характеризует активность ребенка, участие в школьных мероприятиях и готовность следовать школьным правилам. Вторая оценивает чувство комфорта, принадлежности и интереса к школе. Познавательная область выявляет желание получать знания и способность к саморегуляции.

До сих пор подобную шкалу не использовали в реалиях российских школ. Поэтому исследователи из НИУ ВШЭ решили адаптировать ее западный вариант, созданный в 2005 году. Для этого они перевели опросник шкалы с английского языка и сделали тест понятным для детей от 6 до 12 лет. После этого для оценки качества теста ученые предложили пройти его детям младших классов из 25 случайно выбранных московских школ. В исследовании приняли участие 537 школьников, обучающихся с первого по четвертый класс.

Каждый из них должен был выбрать, насколько приведенные в тесте утверждения характеризуют его по пятибалльной шкале. Каждое из утверждений позволяло оценить один из трех компонентов вовлеченности. Используя статистические методы, ученые смогли подтвердить точность и надежность адаптированного теста.

Авторы работы также проанализировали полученные данные и пришли к выводу, что важнейшим для оценки общей вовлеченности у младших школьников является эмоциональный компонент — то, насколько интересно и комфортно ребенку в школе, характеризует его вовлеченность больше, чем познавательная увлеченность или поведенческие параметры. Этот результат подтверждается и другими исследованиями.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.