Опубликовано 29 мая 2020, 16:06

Эволюцию языка связали с генетическими особенностями

© Pixnio/Indicator.Ru

Китайские ученые исследовали более 400 носителей кантонского диалекта и выяснили, что участники с определенным типом гена ASPM лучше воспринимают лексический тон в этом языке. Выяснилось также, что не имеющие данной особенности люди могут улучшить свои способности к восприятию через обучение музыке. Работа исследователей опубликована в журнале Science Advances.

Сегодня во всем мире говорят на более чем семи тысячах языков. Их можно разделить на два типа в зависимости от того, как используется высота тона. В первом типе высота тона используется для определения значения слова. К языкам этого типа относят кантонский диалект китайского языка, путунхуа и йорубу. Во втором типе, как, например, в английском языке, такого не наблюдается. Например, в кантонском языке /si/, произносимый с повышением или понижением высоты тона, означает либо «учитель», либо «время» соответственно. Этот тип языка называется «языком тонов».

Еще в 2007 году крупномасштабное статистическое исследование показало, что люди с определенными типами генов ASPM и MCPH более предрасположены к разговору на «языках тонов». Эти гены связаны с ростом мозга, и некоторые их типы, скорее всего, можно найти у людей из популяций стран Африки к югу от Сахары и Восточной и Юго-Восточной Азии. Интересно, что языки в этих регионах, скорее всего, будут как раз «языками тонов». Эти открытия породили то, что сейчас называется генетически-предвзятой гипотезой эволюции языка. Однако первое исследование не предоставило прямых доказательств связи между этими генами, которые определяют рост мозга и восприятие тона.

В новой работе китайские ученые протестировали более 400 носителей кантонского языка на восприятие тона и ритма, память и музыкальный слух. Затем ученые взяли образцы слюны для генетического тестирования. Результаты показали, что около 70% участников имеют пару аллелей T, представляющих генотип TT гена ASPM. Интересно также то, что эти люди имеют более высокую склонность к восприятию тона в кантонском диалекте.

Около 30% участников, имеющих другой генотип, столкнулись с большими трудностями при общении на кантонском диалекте. Исследователи предполагают, что причина, по которой китайцы создали лексический тон в своем языке, может заключаться в том, что большинство из них имеют генотип TT. Таким образом, лексический тон — особенность китайского языка — процветает и сохраняется в ходе эволюции языка. Стоит отметить, что генотип ТТ, согласно исследованию, не был связан с какими-либо другими факторами. Авторы также изучили другие гены, связанные с ростом мозга и языком, но и они оказались никак не связаны с восприятием тонов в кантонском диалекте.