Опубликовано 14 октября 2020, 19:47

Горлышки древних израильских сосудов всегда были одного размера

© Clara Amit/Israel Antiquities Authority

Археологи установили, почему диаметр горлышка древних сосудов, найденных на территории Израиля, всегда одинаковый. Оказалось, что он был равен примерной ширине ладони. Исследование опубликовано в журнале Bulletin of the American Schools of Oriental Research.

В древности люди чаще всего использовали керамику для создания различных кувшинов, где хранились зерна, масла, вино и другие припасы. Эта функция была важна для людей во все эпохи, поэтому нет ничего удивительного, что археологи постоянно находят керамические сосуды самых разных конструкций, размеров и форм. Но при всем разнообразии были и некоторые традиционные особенности строения сосудов, которые повторялись практически в каждом предмете. Например, древние израильские гончары всегда делали одинаковое по диаметру горлышко.

Исследователи провели трехмерное сканирование 307 сосудов, которые были сделаны в X–VII веках до н. э. на территориях древних Иудейского и Израильского царств. Кувшины даже из одного времени и региона сильно различались. Общим оставалось только одно: диаметр горлышка. Он всегда составлял от 8,85 до 8,97 см. Это очень близко к ширине ладони современного человека. Чтобы убедиться в этом, израильские ученые использовали данные армии США, которая измеряла размеры ладоней при заказе перчаток для военнослужащих. Среднее значение тогда составило 8,67 см с возможным отклонением до половины сантиметра. По словам ученых, размеры ладоней не сильно изменились за последние три тысячи лет. Поэтому можно утверждать, что горлышко сосуда всегда делалось с расчетом на то, чтобы человек мог просунуть в него руку.

«Для древних гончаров было естественно принять ширину ладони — тефах — за стандарт. Это была единица измерения длины, которая широко использовалась в древние времена и упоминается как в ассирийских и египетских источниках, так и, например, в Ветхом Завете: номера 25–25, номера 37–12», — рассказали израильские ученые.

Ученые объясняют такой стандарт тем, что кувшины использовались на протяжении долгого времени. А значит, их надо было мыть или чистить, поэтому руки должны были свободно проходить внутрь сосуда. Кроме того, использование размера ладони в качестве диаметра было удобно для гончаров. Ученые также предположили, что диаметр определяли и религиозные обычаи древних иудеев. Согласно их верованиям, любой открытый сосуд, находившийся рядом с умершим, становился нечистым. Соответственно, людям приходилось выбрасывать зерно и другие продукты. Но со временем эти правила смягчились, и если горлышко сосуда было в диаметре не больше, чем ладонь, то кувшин считался чистым, а продукты в нем — пригодными для использования.