Опубликовано 22 июня 2019, 16:31

«В студенческие годы должно быть интересно и учиться, и исследовать»

О гражданской активности и постоянном поиске нового
«В студенческие годы должно быть интересно и учиться, и исследовать»

© Freepik/Max Pixel/Indicator.Ru

Что такое институционализация гражданской активности и зачем она нужна, зачем пенсионерам создавать свои НКО и почему ученым следует оставлять загадку в своих публичных изложениях, для проекта «Я в науке» рассказала преподаватель кафедры сестринского дела с курсом социальных дисциплин ДВГМУ, аспирант Тихоокеанского государственного университета Ксения Вишнева.

— На конференции «Наука будущего – наука молодых» вы представили проект о субъектности cоциально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой работе. О чем она, почему это важно?

— На сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт создания и развития СО НКО, теоретического осмысления возникающих в этих процессах проблем, которое нуждается в обобщении. Работа заключается, прежде всего, в проведении анализа как общих, так и специфических, то есть региональных (местных) проблем институционализации, государственной и негосударственной поддержки процессов становления СО НКО. В данном аспекте это крайне важно, особенно для проведения более взвешенной федеральной и региональной социально-экономической политики, формирования местных сообществ как субъектов пространственного развития и, как следствие, – для упрочения государственности через институционализацию, т. е. через стандартизованное протекание социальных процессов.

— Что такое институционализация гражданской активности, и зачем она нужна?

— Гражданская активность направлена на привлечение максимально возможного внимания общественности, средств массовой информации, властных структур к различного рода общественным проблемам. Среди них, в частности, выделяются женские, молодежные, ветеранские, профсоюзные проблемы; а также вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, c состоянием экологии, экономики и т. п. Процесс формирования гражданской активности может протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Здесь приходится говорить уже об институционализации как о превращении самоорганизующихся отношений в учреждения (институты), то есть в форму организации отношений с установленными правилами, нормами, ценностями.

— Как повлияет или уже повлияла пенсионная реформа на деятельность СО НКО?

— Пенсионная реформа, естественно, затронула одну из самых больших категорий населения – пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Ряд СО НКО работает с данной категорией населения – они являются как получателями социального продукта, так и исполнителями некоторых социальных услуг, а также есть примеры, когда люди старшего возраста создают свои СО НКО. На мой взгляд, не беря во внимание субъективную оценку пенсионной реформы, она, возможно, вовлечет пенсионеров в сектор СО НКО как один из перспективных для них. Во-первых, это дополнительная возможность заработка, но здесь есть свои нюансы, а во-вторых, это всестороннее развитие личности — от лидерских качеств до коммуникативных практик.

— В работе вы упоминаете, что Дальний Восток – это территория опережающего социально-экономического развития. Почему это так? Что отличает Дальний Восток от других регионов страны?

— Так определено настоящим законодательством: территории опережающего развития на Дальнем Востоке создаются в соответствии с федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», который вступил в силу 30 марта 2015 года. К настоящему времени на Дальнем Востоке создано 18 ТОР: например, ТОР «Хабаровск» (промышленная, транспортно-логистическая направленность), Хабаровский край. Вообще Дальний Восток – огромная территория с большим потенциалом, от природных ресурсов до особенностей жизнедеятельности местного населения. Этой территории необходима политика закрепления местного населения, что остается острейшей проблемой, а также привлечение нового населения – человеческого ресурса.

— Какие проблемы социального сектора возникают сегодня в первую очередь на Дальнем Востоке?

— Как я уже сказала, это проблема закрепления людей, привлечение на эту территорию нового населения. Да, эта проблема касается и социального сектора: количество СО НКО, создающихся активным населением, по отношению к государственным социальным учреждениям мало, и, соответственно, все реже приходится говорить о наличии конкурентной среды в социальной сфере, однако некоторые СО НКО довольно крепко держатся в социальной сфере, заполняют эту свободную нишу. Есть куда податься!

— Три года назад вы развивали проект по привлечению пожилых людей к рынку социальных услуг. Продолжается ли работа в этом направлении? Какие именно социальные услуги могут выполнять пожилые люди?

— Работа продолжается. Деятельность ведется как раз в рамках работы сектора СО НКО. Проект предполагал обучение, информирование пожилых людей, которые в силу возраста и опыта имеют профессиональные навыки и знания. Обучающиеся пенсионеры могли оказывать социальные услуги населению, а СО НКО выступала в качестве поставщика этих социальных услуг, предусмотренных региональным перечнем социальных услуг для населения.

— Почему это должно повысить качество их жизни?

— Во-первых, как обозначалось ранее, это дополнительный заработок для пожилых людей с посильным трудом и минимальными затратами по времени. Социальные услуги, помимо бесплатных, могут быть и оплачиваемыми. Отсюда формируется фонд оплаты труда для исполнителей. А во-вторых, востребованность своей деятельности, работы, общение с такими же активными пенсионерами, проведение совместных мероприятий способствует повышению коммуникативного потенциала пожилых людей. А эта эмоциональная и статусная составляющая – один из важных факторов для того, чтобы качество жизни было на достойном уровне.

— Под вашим началом уже работают студенты Дальневосточного государственного медицинского университета. Какие задачи вы перед ними ставите?

— В студенческие годы должно быть интересно и учиться, и исследовать. Информации много, она наслаивается одна на другую, и из большого потока различных данных студентам необходимо выбирать нужное, важное и необходимое в конкретный момент, уметь это применить, рассказать об этом и в пять строк, и написать хорошую публикацию.

— Что вам больше всего нравится в исследовательском процессе?

— Скорее всего, это жажда найти ответы на вопросы. На любые, но больше всего — об особенностях и структуре современного общества, о мотивах людей. Когда получаешь новую информацию, возникает конфликт между тем, что ты уже, касалось бы, знаешь (и даже был уверен в этом знании) с новыми данными. И опять запускается процесс поиска, обновления, анализа и перезагрузки.

— Какой совет вы бы дали молодым ученым?

— Наверное, не бояться презентовать свою работу, говорить о самых, казалось бы, непонятных и невероятных идеях и проектах, воспринимать конструктивную критику (а не бояться ее). И всегда оставляйте небольшую загадку в своих публичных выступлениях, поддерживая к ним интерес слушателей!

Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.