Зимние фото делают людей более хладнокровными
Не только температура среды, в которой находится человек, но и ее восприятие, например с фотографии, влияет на способность человека регулировать собственное поведение в зависимости от стоящих перед ним долгосрочных задач — когнитивный контроль. К таким выводам пришла группа психологов и нейробиологов из Израиля и США. Результаты работы представлены в журнале Psychological Research.
«Метафоричные фразы типа "холодный расчет", "теплый отзыв" или "хладнокровный" на самом деле имеют научное обоснование, что мы и показали в нашем исследовании, — рассказала Идит Шалев, один из авторов статьи, исследователь из Университета имени Бен-Гуриона. — Прошлые работы концентрировались на том, как на когнитивный контроль влияет реальная температура. Однако это первая работа, в которой мы смогли измерить воздействие воспринимаемой температуры».
В ходе исследования ученые провели два эксперимента. В первом приняло участие 87 студентов. Вначале они выполняли задание на контроль над движениями глаз: перед ними располагали экран, на котором с разных сторон появлялся отвлекающий внимание квадрат и, на доли секунды, стрелка, направление которой нужно было указать. Получается, что, чтобы успеть заметить стрелку, нужно было удержать взгляд и не посмотреть на квадрат. Таким образом ученые измеряли тот самый когнитивный контроль. Затем участникам давали небольшую грелку (холодную, теплую или комнатной температуры) и просили ответить на несколько не имеющих отношения к опыту вопросов. После этого тест со стрелками повторяли. Во втором эксперименте исследователи показывали 28 участникам фотографии: зимний пейзаж, нейтральное фото улицы и залитый солнцем ландшафт.
Результаты показали, что низкие температуры повышают когнитивный контроль, даже если они не воздействуют непосредственно на человека, а лишь воспринимаются им. «В то время как тепло расслабляет, низкие температуры заставляют собраться и повышают требования к когнитивному контролю», — пояснила Шалев.