Российские древности: храм Филиппа Апостола и Николая Чудотворца
О церковном строении, созданном в Великом Новгороде по принципу «два в одном», об одном из трех кафедральных новгородских соборов и о небывалой реставрации рассказывает наш сегодняшний выпуск рубрики «Российские древности».
Любой, кто мало-мальски знаком с тем, что такое православный храм, знает, что означает слово «придел». «Юридически» это такая же церковь, дополнительный престол внутри единого здания, рядом с «главным» престолом. Это может быть пристройка, это может быть алтарь на втором этаже или в отдельной комнате. Приделов может быть много, но практически всегда есть главное посвящение, по которому и именуют храм, с главным алтарем, иконостасом и так далее. Например, Собор Покрова Святой Богородицы, что на Рву (более известный как Храм Василия Блаженного) назван так по главному престолу собора, Покровскому, хотя всего приделов в храме более десяти.
Но иногда, очень редко, бывает так, что два храма сливаются в едином здании равноправно. Оба престола главные. На наше время сохранилось всего два таких храма: Рождества и Покрова Богородицы у Пролома во Пскове и Филиппа Апостола и Николая Чудотворца в Великом Новгороде, оба XVI века. Вот о втором из них и пойдет речь в нашей статье.
1194 год для Новгорода оказался трагическим: в пожарах выгорела большая часть города. Народ боялся спать в домах и жил в открытом поле. В тот год, судя по летописям, на Торговой стороне некий Радослав Данилович выстроил деревянную церковь во имя апостола Филиппа.
Судя по всему, это был традиционный обетный храм и, может быть, обыденный (поставленный в один день). То ли Радослав обещал выстроить церковь, если пожары закончатся, то ли он сам едва спасся и обещал за это построить храм... В любом случае, мы точно знаем, что первый храм апостола Филиппа был построен из дерева и простоял достаточно большой срок — 105 лет. В 1299 году пожар не пощадил и эту церковь, в том же году поставили новую, которая снова простояла до пожара — на сей раз 1347 года. Кстати, нужно сказать, что, когда храм строили из дерева, обычно в летописи писали «постави» — «поставил», а если из плинфы-кирпича, то тогда говорили, что некто «създа» храм, то есть «создал». От древнего слова «здо» — глина. Отсюда и слово «зодчий».
После пожара Нутная улица стояла без храма 36 лет. В 1383 году здесь построили каменный Филипповский храм, и на следующее лето его освятили. В том же 1384 году у Филипповской церкви появляется придел Николы. Никольский придел «окормлял» соседнюю Бардову улицу, известную еще с XIII века (в нынешнем списке улиц Великого Новгорода, которым вернули древние названия, ее нет). Сразу скажем, что к Грушинскому фестивалю эта улица не имеет никакого отношения, а названа по имени некоего человека.
Так вот, неизвестно, то ли у жителей Бардовой улицы была своя церковь Николы, а после пожара их «приютил» придел храма Филиппа, то ли была какая-то еще причина, но одно мы знаем точно — в 1527-1528 годах жители этих двух улиц сообща решили разобрать старые храмы и построить новые.
Зачем? Быть может, старые церкви уже не вмещали всех прихожан, может, храмы обветшали, а может, потребовались уличанам постройки с подклетами — подвальным этажом, где хранились бы ценности на случай пожара. Но если храм Филиппа отстроили таким, как он был, то вместо маленького придела Николы выстроили равную Филипповской церковь — в знак равенства вклада жителей улиц в общее дело. Так и простояли эти новгородские «сиамские близнецы» до XIX века, когда Никольскую церковь разобрали из-за ветхости, оставив только одну стену в качестве контрфорса — подпорки к стене храма Филиппа.
Настоящие чудеса начались уже после Великой Отечественной войны. Нужно сказать, что до того времени в Великом Новгороде 900 лет был один и тот же кафедральный собор – Софийский. Однако после войны единственным действующим храмом был Николо-Дворищенский собор. Однако власти решили перенести действующий храм подальше от центра города (для Новгорода 500 метров — это уже подальше). И передали церкви Филипповский храм. Поэтому группе реставраторов поручили быстро привести в порядок постройку. Во время работ и выяснилось, как она выглядела на самом деле. И что под землей сохраняются остатки Никольской церкви, позволяющие восстановить храм в первоначальном «двойном виде».
Так что в советское время – уникальный случай – инициатором и заказчиком научной реставрации стала Русская Православная Церковь. Правда, убедить высокое городское и партийное начальство в необходимости восстановления Никольского храма в первоначальных формах удалось не сразу — на это ушло целых 17 лет, при этом академическое руководство категорически отказалось назначить руководителем реставрации корифея этого дела — Григория Штендера. Потому что последний был членом партии. Работы возглавила молодой архитектор Нинель Кузьмина, блестяще справившаяся со своей работой.
В итоге в 1979 году уникальный «двойной» храм принял верующих и стал одной из достопримечательностей современного Новгорода.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.