Опубликовано 12 января 2017, 09:00

Дорога к храму и благие намерения: Исаакиевский собор передают РПЦ

Чего ждут и чего боятся научные сотрудники музея-памятника «Исаакиевский собор»
Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

© Sav-1667/Wikimedia Commons

Исаакиевский собор передают в пользование Церкви. Как к случившемуся относятся научные сотрудники музея, какие еще объекты культурного наследия были отданы РПЦ и есть ли науке место в храме, рассказывает Indicator.Ru.

Что произошло?

Ссылаясь на Георгия Полтавченко, губернатора Санкт-Петербурга, СМИ сообщили о передаче объекта федерального значения, Исаакиевского собора, в пользование Русской Православной Церкви (РПЦ). Изначально планировалось передать собор уже в декабре текущего года, однако он будет передан только в первой половине 2019 года.

Исаакиевский собор, который находится под охраной ЮНЕСКО, не только по праву считается одним из символов Северной столицы, но и входит в число самых посещаемых музеев города наряду с Эрмитажем и Петергофом. Каждый, кто хотя бы раз был в соборе, вспомнит уникальный вид, открывающийся с его балконов.

Вид с колоннады Исаакиевского собора, май 2012 года

Вид с колоннады Исаакиевского собора, май 2012 года

© A.Savin/Wikimedia Commons

Сообщение о передаче собора вызвало в обществе неоднозначную реакцию: одни видят в этом усиление роли Церкви в светском государстве, которым Россия является согласно Конституции, другие же полагают, что таким образом станет возможным проведение в Исаакиевском соборе полноценных богослужений. В настоящее время службы проводятся только по воскресным и праздничным дням, да и то в боковых приделах собора, а не в его центральном нефе. «Когда во время богослужения через алтарь проходит дама в униформе служителя музея «Исаакиевский собор», для человека верующего это неприемлемо», — заявил глава паломнического отдела Санкт-Петербургской епархии Владимир Дервенев в эфире «Фонтанка. Офис».

Благими намерениями…

В разговоре с корреспондентом Indicator.Ru Илона Хитарова, руководитель научно-инновационных проектов музея-памятника «Исаакиевский собор», прокомментировала произошедшее следующим образом: «Это, конечно, будет трагедия. Я считаю, что сейчас мы имеем дело с очень тяжелой ситуацией, когда и с одной стороны порядочные люди, и с другой стороны порядочные люди. Но, к сожалению, им не хватает информации о том, что такое собор, что такое музей, как он функционирует. Поэтому, руководствуясь самыми благими намерениями, сейчас можно сломать то, что нарабатывалось десятилетиями».

С намерением обжаловать решение властей Санкт-Петербурга выступают депутаты законодательного собрания и общественные активисты. 11 января на фасаде собора появился баннер «Не РПЦ», на ближайшее время запланированы акции протеста против передачи, в интернете запущена соответствующая петиция. На момент подготовки материала она собрала более сотни тысяч подписей.

Баннер, появившийся на Исаакиевском соборе

Баннер, появившийся на Исаакиевском соборе

© Сергей Абашин/Facebook

Собор не место для опытов?

В 1928 году по решению президиума ВЦИК Исаакиевский собор был передан в «исключительное пользование Главнауки в качестве музейного памятника». В советское время в здании находился бронзовый маятник Фуко (устройство, демонстрирующее вращение Земли) массой 54 кг. Там же нередко проводились физические опыты. Впоследствии устройство демонтировали и хранили в запасниках музея, однако в прошлом году снова вернули в собор. Впрочем, под купол маятник так и не подвесили.

В течение последних десятилетий в музейном комплексе продолжается исследовательская работа, проводятся конференции и научные чтения. Более подробно Indicator.Ru об этом рассказала Илона Хитарова: «Сейчас в музее функционирует очень большая и сложная система научной работы, которая направлена на поддержание реставрационных работ, на изучение истории музея, инновационную деятельность. У нас очень много различных направлений, мы работаем с самыми разными категориями посетителей, и, конечно, я не представляю, что может последовать за каким-либо изменением в структуре музея, явно ничего хорошего. Вы понимаете, менять — не создавать. Создавалось все десятилетиями. Изменить это будет очень легко, а восстановить, я боюсь, будет невозможно».

Менять — не создавать. Создавалось все десятилетиями. Изменить это будет очень легко, а восстановить, я боюсь, будет невозможно.

Илона Хитарова

Руководитель научно-инновационных проектов музея-памятника «Исаакиевский собор»

С 1990 года, когда богослужения в соборе были восстановлены, он использовался и музеем, и Церковью в равной степени. В 2015 году Санкт-Петербургская епархия обратилась к городским властям с прошением отдать Исаакиевский собор, в чем им было отказано. В апреле прошлого года православные активисты начали сбор подписей в Санкт-Петербурге и Москве в адрес Президента России и губернатора Северной столицы. Летом СМИ сообщали, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в письме попросил Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева вместе с Исаакиевским собором передать РПЦ и церковь Спаса-на-Крови, которая также относится к музейному комплексу «Исаакиевский собор».

Закон vs справедливость

Развернувшаяся вокруг Исаакия ситуация — не единственный пример передачи культурно-исторического памятника из государственного имущества РПЦ. Претендуя на объекты культуры, Церковь апеллирует к Федеральному закону от 30 ноября 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». На языке официальных документов этот процесс называется «восстановление исторической справедливости». Ранее в подобном положении оказывались музейный заповедник Ипатьевский монастырь, Рязанский кремль, собор и колокольня Угличского историко-архитектурного и художественного музея.

В прошлом году стало известно о том, что генеральным директором заповедника «Херсонес Таврический» назначен протоирей отец Сергий (Халюта). По мнению губернатора Сергея Меняйло, такое решение вполне закономерно, так как это место является для страны «сакральным». Сотрудники заповедника отказались работать под руководством отца Сергия и подготовили резолюцию с просьбой восстановить в должности прежнего директора Андрея Кулагина. Свое недовольство работники музея объяснили некомпетентностью нового руководителя: священник, окончивший медицинское училище, Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию и получивший степень кандидата богословия, не имеет профильного образования. Пробыв директором заповедника всего несколько недель, отец Сергий ушел с руководящего поста.

Как объяснила Indicator.Ru Илона Хитарова, к случаю с Исаакиевским собором понятие об «исторической справедливости» неприменимо. «Если мы вспомним историю, — рассказывает она, — то изначально в Российской империи было три собора — Исаакиевский, Спас-на-Крови и Воскресения Христова в Москве — не на церковном балансе. Почему так было: потому что это огромные памятники, очень затратные, требующие очень больших вложений. Их создание и поддержание было возможно только на государственном уровне. Это не приходская церковь, где венчают, крестят и так далее, это государственное учреждение».

Музею быть или не быть?

На данный момент Исаакиевский собор находится на самофинансировании: чтобы попасть внутрь, необходимо купить билет, стоимость которого для разных групп населения варьируется от 50 до 250 рублей. Кстати, посещение большинства европейских крупных культовых сооружений: Собора Святого Петра в Ватикане, Кельнского собора или Собора Парижской богоматери — бесплатно, заплатить придется лишь за отдельный билет в музеи, сокровищницы или подъем на смотровые площадки.

Это не приходская церковь, где венчают, крестят и так далее, это государственное учреждение.

Илона Хитарова

Руководитель научно-инновационных проектов музея-памятника «Исаакиевский собор»

Власти обещают оставить за собором «музейно-просветительские функции» и не ограничивать доступ желающих посетить объект культуры. «Экскурсоводы должны быть сертифицированы, и не какой-то светской организацией, — отметил Владимир Дервенев. — Я присутствовал на экскурсиях в Исаакиевском соборе. Там упоминания о том, что это храм Божий, нет. Говорится только о здании». Впрочем, уверенности в сохранении музея нет: его нынешний директор Николай Буров полагает, что после передачи музея РПЦ он прекратит свое существование. Вместе с тем вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов на пресс-конференции заявил: «Мы не можем осуществлять действия, связанные с передачей самого здания собора, игнорируя требования, которые касаются музейных предметов. Должен быть заключен договор с новым пользователем объекта на сохранность музейных предметов. Договор очень жесткий. Неисполнение этих обязательств, безусловно, приводит к расторжению договора пользования объектом».

Сотрудников музейного комплекса и всех интересующихся искусством беспокоит не только вопрос «доступности». После передачи в пользование РПЦ собор окажется на содержании церкви, что грозит серьезным сокращением финансирования. За храмом должны наблюдать специалисты и постоянно подновлять его части. На лето этого года запланирована глобальная реставрация фонарика — балочной конструкции на высоте 90 метров. Такие работы будут проводиться впервые со времен архитектора собора Огюста Монферрана. «Учитывая то, сколько усилий с самого начала создания собора тратится на его поддержание, я совершенно не представляю, чтобы научная реставрация была возможна в рамках другой структуры», — комментирует Хитарова.

Постскриптум

11 января из Санкт-Петербурга пришла другая новость: в начале сентября этого года Санкт-Петербургская епархия получит во владение одно из зданий Российской национальной библиотеки.