Информацию выучить легче, если ее написать
Ученые из Университета Тафтса доказали, что запоминание информации методом воспроизведения эффективнее, чем методом «зубрежки». Результаты их работы опубликованы в высокорейтинговом журнале Science.
В эксперименте принимало участие 120 студентов. Им предлагалось запомнить набор из 30 картинок и 30 слов. Они высвечивались на экране компьютера по одной и менялись каждые несколько секунд. Одна группа перечитывала и пересматривала эти слова и изображения, пытаясь их запомнить, — использовался метод изучения. Другой же группе предложили напечатать данное слово или описать изображение в течение десяти секунд, то есть использовать метод воспроизведения.
Через сутки после этого группы разделили и поместили по одной подгруппе в неожиданную для них стрессовую ситуацию: студентам нужно было сымпровизировать речь и решить математические задачи перед двумя судьями, тремя ровесниками и видеокамерой. Также студенты прошли два теста на память, где они должны были вспомнить слова и картинки. Тесты проводились за 20 минут до выступления и во время него, чтобы определить реакцию процессов, отвечающих за память, на неожиданные стрессовые условия. Другие подгруппы проходили тест также два раза, однако при запланированном задании, не вызывающем стресс.
В результате студенты, которые использовали метод воспроизведения и выступали перед людьми, смогли вспомнить в среднем по 11 предметов из каждой категории в 30 слов и 30 картинок. При этом «зубрившие» студенты в этих же условиях вспомнили только по семь предметов. В спокойных условиях студенты, учившие с помощью метода воспроизведения, вспомнили по десять картинок, а те, кто использовал метод изучения, — меньше девяти.
«Это исследование не последнее в описании воздействия метода воспроизведения на память в стрессовых условиях, но его результаты могут быть применены на любом, кому нужно воспроизвести информацию в стрессовой ситуации», — сказала Айана Томас, руководитель исследования.