Образование без равенства как борщ без соли
Каким будет новое образование электронной эпохи, не вытеснят ли онлайн-курсы живого учителя, как модернизировать образование в России и как образовательные проекты могут найти поддержку — об этом Indicator.Ru поговорил с Игорем Рыбаковым и Нурланом Киясовым.
— В чем смысл таких мероприятий, как конференция EdCrunch?
— У «Рыбаков Фонда», организатора мероприятия, есть четыре ключевых направления деятельности: образовательное направление, предпринимательское направление, организация филантропии, социальное направление. Среди них образовательное — очень важное с точки зрения воздействия на среду, укрепление среды.
Мы с нашими партнерами проводим подобные мероприятия, ивенты, где собираются воодушевленные профессионалы: представители власти, университетов, школ, прессы, общественные деятели. И только в этом состоянии ряд проектов может созреть и состояться. Здесь заводятся знакомства, люди вдруг видят, что вот оно, все готово для такого проекта, который был бы невозможен еще год назад, два года назад. В результате создаются рабочие группы и проекты реализуются.
— Какие области образования вы считаете более проблемными и достойными поддержки? Есть ли в фонде эксперты, которые оценивают это?
— Мы агрегируем лучшую российскую экспертизу, и это является нашим указанием к действию. Основные проблемы современного образования известны, все о них говорят. Во-первых, это изменение прошлого уклада. Если раньше учитель был почти единственным транслятором образовательного контента плюс педагогом, то по современной, сильно зарекомендовавшей себя схеме доставкой информации и знаний могут заниматься электронные учебники, онлайн-курсы и так далее. А педагог выступает больше как тренер, как создатель учебной атмосферы, среды для выработки и закрепления навыков на основании полученной информации.
Учителям нужно время, чтобы осознать, что смешанное образование, когда разделяется доставка контента и выработка навыка, имеет большие преимущества. Мне кажется, через несколько лет вся Россия будет охвачена эти движением.
— Получается, что образовательные проекты направлены на адаптацию системы образования к новой схеме?
— Да, конечно. Среди наших проектов — «Открытая школа», где представлены материалы именно для педагогов. Чтобы они могли реализовывать себя как личность и как педагог и не страдать от недостатка информации. В этой системе педагог может составить план урока, найти информационный ролик, и время, которое обычно используется для создания контента, высвобождается, и учитель может вплотную заняться взаимодействием с учениками, выработкой навыка.
Это один из самых масштабных проектов. Кроме того, мы организуем систему поддержки дошкольного образования, чтобы направить блага общества на его развитие.
Самая большая проблема здесь — неравенство доступа к образованию. Что это означает? Еще на стадии садика или начальной школы у многих детишек из маленьких населенных пунктов, далеких от крупных научных центров, формируется представление, что им недоступны те или иные возможности по обучению, закрыт путь в некоторые профессии. В зрелом возрасте эти люди принимают это как данность и не пробуют ничего переделать. Наши образовательные программы очень сильно сфокусированы на доступности, равенстве возможностей людей, которые и во взрослом состоянии будут также придерживаться активной позиции, реализовывать себя.
Этот маленький компонент как, знаете, щепотка соли и щепотка перца в борще. Если ее не добавить, то это просто борщ, а если добавить, он становится вкусным.
— Если говорить о программах дополнительного образования, доступных ученикам, они вряд ли способны принести ощутимую прибыль. Что, по вашему мнению, помогло бы организаторам таких программ сделать их жизнеспособными и при этом доступными?
Это очень хороший вопрос, про это лучше расскажет Нурлан Киясов, руководитель образовательной программы фонда.
– Нурлан, расскажите, пожалуйста, что делать организаторам образовательных программ, которые хотят сделать образование доступным для одаренных детей, как им найти финансирование?
Я бы разделил образование на две части: высшее образование и все, что до, — школьное и дошкольное. Если говорить о высшем образовании, существует множество онлайн-платформ, онлайн-университетов, и там, конечно, ключевую роль играет внутренняя мотивация людей. Количество слушателей таких курсов растет в геометрической прогрессии.
Но если спуститься ниже, ситуация плачевна. Тут огромная нехватка контента, привлекательного для детей. И если для взрослого человека достаточно того, что лучшие лекции ведущих университетов становятся доступны онлайн, для детей важно, чтобы был учитель-ментор, да и сама технология должна их привлекать, потому что у них в цифровом мире много отвлекающих факторов — социальные сети, онлайн-игры и так далее.
Создание образовательного контента должно быть основано на государственно-частном партнерстве, потому что это штука сложная и дорогая. Главная проблема разработки контента — соединить на одной площадке педагогов, методистов и специалистов по продакшену. Таким образом, очень дорогая технология может раздаваться бесконечному количеству людей, и стоимость обучения одного человека снижается.
У нас еще и менталитет такой, что люди не привыкли платить за школьное образование: зачем платить за то, что можно и самим найти. Поэтому многие компании в этой сфере испытывают трудности с монетизацией.
Игорь Рыбаков: — Поэтому так важна поддержка частных фондов. Представьте, что бы было, если бы таких фондов было еще 100, 200, 300, и самые успешные предприниматели страны вкладывали ресурсы, энергию, знания в то, чтобы таких конференций и проектов было больше!
— Онлайн-платформы не могут стать заменой оффлайн-образованию для школьников. Детям важно быть вовлеченными в процесс, мотивация только начинает формироваться. Поэтому есть и другой путь — летние школы, где используют индивидуальный подход к обучаемым, проводят много практических занятий (например, лабораторных, если школа посвящена естественным наукам). Чтобы провести такое мероприятия, вложения нужны каждый год. Что делать таким программам?
В школьном образовании все начинается с учителя, без него не получится практически ничего. Будущее школьного образования в сочетании этих методик. Поэтому в ноябре наш портал запустит онлайн-систему букинга оффлайновых мероприятий, чтобы родители могли их заранее планировать, начиная от похода в музей и заканчивая образовательными программами.
Мы считаем, что в школьном образовании технологии не заменят даже слабого учителя, но сильный учитель с их использованием сможет стать выдающимся.
По поводу поддержки можем порекомендовать вам разные конкурсы. Например, в рамках конференции проводился конкурс образовательных проектов EdCrunch Award. В прошлом году проектов было около 70, а в этом — уже более 200. Представляли онлайн-курсы, образовательные мероприятия. Мы ориентировались прежде всего на научную составляющую, смотрели, как подает себя автор, возможно ли масштабирование, как автор предлагает оценивать эффективность. 10 финалистов мы представили инвесторам, двум проектам выдали сертификаты на получение денежных грантов, победителю вручили тревел-грант на поездку в любую страну с образовательными целями.
Также мы организуем КИВО — Конкурс инноваций в образовании, образовательных стартапов — совместно с Высшей школой экономики и проводим конкурс «i-Учитель» для педагогов-новаторов, использующих новые технологии в классе. Мы награждаем и поддерживаем лучших из лучших, так что все могут подать заявки.
В этом году мы хотим больше заходить в российские регионы, выявлять хорошие большие системные проекты на стадии идеи.