Опубликовано 09 июня 2017, 19:28

Ученые провели крупнейшее исследование генофонда Средней Азии

© Shamil Zhumatov/Reuters

Казахские, российские и узбекские генетики изучили генофонд популяций Трансоксианы — исторической области Центральной Азии (междуречья Сырдарьи и Амударьи). Они обнаружили, что его структура зависит не от разнообразного географического ландшафта, а от того, чем занимаются народы: земледелием или кочевым скотоводством. Сравнение двух последних экспансий — арабов и монголов — показало, сколь разным может быть их влияние на генофонд. Экспансия арабов, принесшая в этот регион ислам, не оставила значимого следа в генофонде. Экспансия монголов, напротив, оставила мощный след в генофонде, но не отразилась в двух таких важнейших проявлениях культуры, как язык и конфессия. Свои выводы ученые изложили на страницах журнала Scientific Reports.

Трансоксиана охватывает территории Узбекистана, западного Таджикистана, западной Киргизии, северо-восточного Туркменистана и южного Казахстана. Географический ландшафт региона разнообразен: это бассейны рек Амударьи и Сырдарьи, разделенные пустыней, и предгорья Тянь-Шаня и Памира. Вдоль рек и в предгорьях плотно расселены дунгане, казахи, каракалпаки, киргизы, туркмены, узбеки. Эти народы различаются по традиционному хозяйственно-культурному укладу: одни — земледельцы, другие — скотоводы-кочевники.

Генофонд популяций региона исследовали по Y-хромосоме, которая в большей степени, чем остальные части генома, отражает разнообразие населения. Как показали авторы, более половины всего Y-хромосомного генофонда Трансоксианы приходится на три гаплогруппы (варианта): С2-М217, R1a1a-M198 и Q-M242. Но генетические портреты популяций своеобразны: С2-М217 составляет две трети генофонда южных казахов; R1a1a-M198 часто встречается у узбеков и дунган; на Q-M242 приходится три четверти генофонда туркмен. Генетические портреты родоплеменных групп еще более своеобразны: С2-М217 составляет 88% в казахском племени конырат, С2b1a2-М48 — 75% у казахского клана алимулы, Q-M242 — 71% в туркменском племени йомуд.

При сравнении популяций Трансоксианы с 69 другими в генетическом пространстве популяции сгруппировались в кластеры, соответствующие географическим частям Азии. Все изученные популяции Трансоксианы вошли в кластер Центральной Азии. Популяции туркмен из трех разных стран образовали собственный кластер. Дунгане Узбекистана оказались генетически ближе к популяциям Китая, а не к соседним узбекам, что соответствует их исторически недавней миграции из Китая и сохранению языка сино-тибетской семьи.

Оказалось, что географический ландшафт Трансоксианы, несмотря на его контрастность (пустыни и плодородные бассейны рек, предгорья и низменности), не оказывает прямого влияния на генетический ландшафт. Основную роль в структурировании генофонда играет тип хозяйственно-культурной деятельности населения: генетическая граница проходит между популяциями земледельцев и кочевников-скотоводов.

Более частная задача генетиков состояла в том, чтобы найти в генофонде Трансоксианы следы двух последних волн завоеваний: арабов и монголов. Изучение гаплотипов (более дробные варианты Y-хромосомы в пределах гаплогрупп) выявило интенсивный поток генов из Монголии в Трансоксиану. Это указывает на мощную миграцию населения, однако она не сопровождалась культурной экспансией (сменой языка или религии), поскольку большинство популяций Трансоксианы говорит на тюркских, а не на монгольских языках и принадлежит к исламу, а не буддизму. Среди выявленных четырех «гаплотипов-основателей»(вариантов Y-хромосомы, от которых путем мутаций произошли остальные) оказался и известный «протомонгольский гаплотип». Предполагается, что он был унаследован Чингисханом, его потомками и другими родственниками по отцовской линии.

По генеалогическим источникам и этнографическим данным можно предположить, что арабы оставили и генетический след в населении Трансоксианы: в VIII-IX веках они захватили регион и успешно обратили большинство его обитателей в ислам. В традиционной казахской генеалогии считается, что родоплеменные группы кожа и сунак (кланы степного духовенства) происходят от близких родственников пророка Мухаммеда по мужской линии. Ученые проверили это предположение генетическими методами, но общего предка по «отцовским» линиям Y-хромосомы у этих кланов не оказалось. Видимо, изначально генеалогия степного духовенства была основана не на биологическом родстве, а на духовном наследии от учителя ислама к его ученикам. Лишь позднее — с принятием ислама в качестве государственной религии в Золотой Орде и ростом социального статуса кланов кожа и сунак — эта духовная цепочка стала сопровождаться биологическим родством.