История науки: одиссея братьев Лихудов
О двух греках, немало сделавших для российского образования, об ученике, чуть не погубившем учителей, и о том, легко ли было стать преподавателем первого в России высшего учебного заведения, рассказываем в нашей рубрике «История науки».
Начало первых российских университетов сложно представить без работы двух греческих братьев, Иоанникия и Софрония Лихудов. С них и начнется сегодняшний рассказ. Братья родились на острове Кефалония (ныне — Кефалиния, по соседству с родиной мифического Одиссея – Итакой) и получили образование во владевшей тогда островом Венеции, а потом в Падуе. После получения ученой степени они преподавали и проповедовали как на родине, так и в Италии, потом приехали в Константинополь на подворье патриарха Иерусалимского Досифея. Так получилось сочетание греческой культуры и западного образования, которое проявилось и в их работе в России.
А попали они туда в 1685 году по просьбе патриарха Московского Иоакима, которому нужен был учитель для организуемой в Москве школы. Несмотря на рекомендательные грамоты от церковников, братьям пришлось доказать, что они достойны предлагаемого им места. При дворе слушали их речи на греческом и латыни. Другим испытанием был диспут с еще одним претендентом на пост преподавателя, поляком Яном Белободским. В изобличении его ересей уже упражнялся писатель и библиограф Сильвестр Медведев, и братья тоже не ударили в грязь лицом.
Но тут проявилось и противостояние Лихудов и Сильвестра. Братья представляли «грекофильскую» линию, а у Сильвестра (и его учителя Симеона Полоцкого) были свои взгляды на образование в будущем университете («Привилегия на Академию» была подана Софье Алексеевне в 1678 году), который должен был быть намного ближе к западным аналогам. Опасаясь усиления влияния католичества, Иоаким добился принятия кандидатуры Лихудов.
Преподавать в Славяно-греко-латинской академии (которая заслуживает отдельного рассказа) братья начали с осени 1687 года, когда она получила корпус в Китай-городе, на территории Заиконоспасского монастыря. Авторитет преподавателей, немногочисленных в то время, способствовал укреплению положения братьев, они обзавелись покровителями и сторонниками, достигли материального благополучия.
Как бывает в таких случаях, нажили себе Лихуды и врагов. Их обвиняли в корыстолюбии, гордыне, неблагодарности русским правителям и всей приютившей их стране. Вскоре к недоброжелателям присоединился и патриарх Досифей, до того поддерживавший братьев. Не мытьем, так катаньем Лихудов вынудили оставить Академию, хотя они и продолжали преподавать в частном порядке. Тяжелым ударом стало известие о том, что один из их учеников ударился в униатство, да еще и понарассказал много нелестного о своих бывших наставниках. Их отправили в монастырь, хотя они и там продолжали работать, например участвовали в составлении «Лексикона треязычного, сиречь речений славенских, еллиногреческих и латинских сокровища» своего ученика, Федора Поликарпова.
Тем временем борьба за Лихудов продолжалась, и в начале 1706 года вышел указ «из Ипатского монастыря перевесть Лихудов в Новгородские монастыри, что в епархии Новгородского и Великолуцкого Иова митрополита, а к Москве их без его великого государя указу отпускать не велеть». Иов собирался открыть в Новгороде училище и для него Лихуды оказались вполне подходящими кандидатами. Вместе с ними в Новгород перебрались и некоторые ученики, перевезли и часть их библиотеки.
Что же представляла собой школа? Разместилась она в здании («Лихудовом корпусе») в новгородском Детинце. Она приняла 119 учащихся разных возрастов и сословий. Наученные горьким опытом, организаторы школы не стали вводить преподавание на латыни, оставив греческий и славянский классы (собственно, и школа, в отличие от Академии, греко-славянская). Ученики славянского класса (малостатейные) изучали чтение и письмо, грамматику, синтаксис. В греческом классе преподавали (первостатейным ученикам) греческий язык, грамматику, риторику и поэтику. Длительность обучения установлена не была, вероятно, все зависело от успехов ученика. Предполагается, что в младших классах преподавание велось на славянском языке, а в старших — на греческом. В греческом классе занятия вели сами Лихуды, ими же были написаны многие учебники. Помимо этих книг, школа пользовалась и библиотекой Иова. В переписи 1717 года упоминается около 340 книг, большей частью богослужебных, но были там и словари, и грамматики (например, Мелетия Смотрицкого). Лишь треть книг была рукописной.
В 1720-30-х годах было предпринято несколько попыток открыть в Новгороде латинскую школу. В 1740 году в Новгороде открылась духовная семинария, и школа утратила значение важнейшего учебного заведения города. Многие ученики Лихудов продолжили их дело и сами стали преподавать.
А братья Лихуды через несколько лет после основания новгородской школы перебрались в Москву, помимо работы участвовали в церковных спорах. Иоанникий скончался в 1717 году, Софроний еще вернулся в Академию, потом был назначен архимандритом монастыря. Он умер в 1730 году.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.