Опубликовано 25 февраля 2017, 14:07

История науки: марокканский Марко Поло

413 лет назад родился великий путешественник Ибн Батутта
 История науки: марокканский Марко Поло

© ibnbattutamall.com

Исследователь, побывавший там, где еще долго не ступала нога европейцев, и подробно описавший земли в Африке и Азии, принимаемый с почетом ханами Золотой Орды, восемь лет проживший в Дели и нашедший жену на Мальдивах, автор практически единственного средневекового описания Мали, человек, кратер на Луне и торговый центр — таков он, сегодняшний герой нашей рубрики «История науки».

25 февраля (по некоторым источникам, 24) 1304 года, через 50 лет после своего более прославленного европейского коллеги, в семье шейха (так почетно назывались уважаемые богословы) родился Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ал-Лавати ат-Танджи, один из величайших путешественников Средневековья, известный нам под именем Ибн Батутта. По двум нисбам его имени, указывающим на происхождение (ал-Лавати и ат-Танжи), нетрудно понять, что родился он в семье берберов из племени лавата в Танжере, шумном торговом городе на северо-западе Африки, на побережье Атлантического океана. Город был отбит арабами у греков на рубеже VII и VIII веков (династия Альмохадов), в XII веке из Ифрикии (территория современного Туниса) туда пришла берберская династия Маринидов (при которых столицей был город Фес), со второй половины XIV века они попали в зависимость от боковой ветви марокканских правителей берберского происхождения — Ваттасидов. Но их господство продлилось недолго, на Пиренеях уже зрела Реконкиста, в результате которой за век с 1415 (португальцы захватили Сеуту) до 1513 год европейцам будут подчинены все города на атлантическом побережье. А теперь давайте выдохнем, это просто историческая канва, на фоне которой жил наш герой.

Первое путешествие Мухаммад решил предпринять в 21 год. Как и полагалось правоверному мусульманину, он первым делом совершил паломничество в Мекку. Направился он туда сушей, по дороге пересек Сахару, стараясь присоединяться к караванам, чтобы не стать жертвой бедуинов и разбойников, в городе Сфакс (в те времена — независимый город-государство, оплот берберских пиратов, продержавшийся даже после нападений Венеции в 1785 году и окончательно захваченный только Францией в XIX веке) нашел себе невесту, первую, но не последнюю в его странствиях. В этот раз он посетил также Александрию, Багдад, Мекку, Иерусалим, Каир (столицу Мамлюкского султаната), Тебриз (Персия) и множество других городов.

Миниатюра XIII века, изображающая группу пилигримов, совершающих хадж

Миниатюра XIII века, изображающая группу пилигримов, совершающих хадж

© Yahyâ ibn Mahmûd al-Wâsitî/Wikimedia Commons

По преданию, в Александрии он встретил пилигримов, которые сказали ему, чтобы он передал приветы их братьям в Индии, Китае и на территории современного Пакистана, чем предрекли ему славу великого путешественника. Возможно, поэтому он не стал возвращаться домой, а, поработав законоведом в Мекке (его отец тоже был судьей, кади), отправился в новое путешествие. Сделал он это сразу же или спустя два года, непонятно, здесь в хронологии появляется неточность.

Направился он в Йемен (тогда раздираемый междоусобицами), а затем в Могадишо и Восточную Африку, на территорию современной Танзании, где был поражен темным цветом кожи местного населения и островным купеческим городом Килва, где он восхищался величием и разумной планировкой города и благочестием местного султана.

Великая мечеть города Килва, построенная из кораллов. Сейчас руины города являются памятником всемирного наследия ЮНЕСКО

Великая мечеть города Килва, построенная из кораллов. Сейчас руины города являются памятником всемирного наследия ЮНЕСКО

© Claude McNab/Wikimedia Commons

Зимой 1332 года Ибн Батутта отправился на генуэзском корабле в Малую Азию, а следующее путешествие предпринял в Золотую Орду и Константинополь. Ставка хана Узбека находилась тогда примерно в районе современного Пятигорска, и берберский купец был принят там с уважением. В ходе этого путешествия, по воспоминаниям Ибн Батутты, он посетил также Волжскую Булгарию, на что ему понадобилось всего 20 дней (в этом историки сомневаются, вполне возможно, что описание этих мест им было заимствовано у предшественников). Затем в свите хана он побывал в Хаджи-Тархане (название напоминает Астрахань недаром — именно он станет позднее столицей Астраханского ханства). В Константинополь он тоже направился «с оказией» — вызвался сопровождать жену хана Баялтун-хатун, дочь византийского императора Андроника III. Потом он вернулся в Новый Сарай, откуда с хорезмским караваном направился в глубину Азии.

По пути в Индию и Китай он отправился через крупные торговые центры: Ургенч, Самарканд, Бухару (по иронии судьбы, в честь самого купца уже в XXI веке будет называться один из крупнейших торговых центров в Дубае). Через Хорасан и Афганистан путешественник достиг Делийского султаната, где нанялся на службу к султану Мухаммеду Туглаку, проработав там 8 лет — сначала кади, а затем факихом (правоведом в сфере комплекса социальных норм мусульман, фикха). Тут ему сопутствовали неудачи: направившись в качестве посла в Китай, он стал жертвой нападения разбойников, отбился от каравана, едва не погиб и нагнал своих спутников с большим трудом.

«Навстречу мне выскочили около сорока неверных с луками, — будет вспоминать путешественник позднее. — Я испугался, что они выстрелят в меня, если я побегу, а я был без кольчуги. Поэтому я бросился на землю и сдался в плен, зная, что они не убивают пленных. Они ограбили меня, отобрали все, кроме джуббы, нательной рубашки и штанов, и отвезли меня в лес, к своему стойбищу. Там мне дали хлеб, и я съел его, попил воды. С неверными были двое мусульман, которые заговорили со мной по-персидски, спрашивая, кто я такой. Кое-что я рассказал, но умолчал о том, что являюсь посланником султана».

Едва спасшись от разбойников, он восемь дней бродил по пустыне, мучаясь от жажды, пока не встретил таинственного незнакомца, который представился как Веселое Сердце — тот самый брат александрийского пилигрима, напророчившего ему когда-то славу великого путешественника (хотя, возможно, это Ибн Батутта тоже выдумал «для красного словца»). Кем бы ни был странник, он накормил и напоил нашего героя и указал ему дорогу, после чего он вскоре встретил свой караван.

 История науки: марокканский Марко Поло

© Yahyâ ibn Mahmûd al-Wâsitî/Wikimedia Commons

Из Камбея (в индийском штате Гуджарат) он и его спутники отплыли в Кожикоде. В этот город, ранее известный как Каликут, Васко да Гама попадет только на два века позже. Пока Ибн Батутта был в мечети, один из кораблей его экспедиции затонул из-за внезапного шторма, второй уплыл и вовсе без нашего героя (правда, потом он был захвачен царьком Суматры). Вернуться с пустыми руками в Дели путешественник не мог, боясь гнева султана, поэтому он решил сперва немного пожить в южной части Индии, в маленьком, но могущественном султанате Навай около Аравийского моря. Однако вскоре против местного правителя Джамаль-ад-Дина, который покровительствовал нашему герою, вспыхнуло восстание, и ему пришлось спешно отбыть в Китай.

По дороге любопытный путешественник не удержался от соблазна заглянуть еще в одну страну, на Мальдивы, и неожиданно для себя провел там 9 месяцев. Местные жители недавно перешли от буддизма к исламу, и его юридические познания были там очень кстати. Заодно там же он нашел себе жену.

Удалось ли ему в конце концов побывать в Китае, доподлинно неизвестно, слишком уж много странностей и слухов в его описании этих мест. Если верить его собственным мемуарам, после многочисленных приключений он добрался до Кантона, а оттуда вернулся в Марокко через Малайзию. Дома он долго не пробыл: за время его путешествий большая часть его семьи погибла от эпидемии. Ибн Батутта вскоре воспользовался случаем и направился с группой мусульман из Танжера на Пиренеи, где андалусский правитель намеревался свергнуть власть мавров на Гибралтаре. Однако пока они добирались до места, король Альфонсо XI Справедливый скончался от чумы, и Ибн Батутте ничего не оставалось, кроме как заняться своим любимым делом — исследованием местных порядков и осмотром достопримечательностей.

Вернувшись в Марокко, он сначала объехал эту страну, которая парадоксальным образом до сих пор оставалась им неисследованной, и с грустью отметил, что некогда богатый и процветающий Марракеш стал больше похож на собственный призрак после переноса столицы в Фес.

Последнее путешествие было особенно рискованным: Ибн Батутта собрался посетить Мали, богатую африканскую страну, но путь в нее был опасен и кишел разбойниками. Однако каравану, к которому он пристал по пути, повезло. Первую остановку они сделали в Тагазе, где дома были сделаны из соли и верблюжьих шкур. Им удалось достичь богатейшего малийского города Тимбукту и быть допущенными ко двору мансы Сулеймана. Так воплотилась его идея, пришедшая к нему, возможно, еще тридцать лет назад, в Каире, когда через этот город проезжал правитель Мали, делая свой собственный хадж с невероятным размахом.

После всех странствий Ибн Батутта вернулся в Фес, где тогда правил султан Абу Инан из династии Маринидов. Султан приказал гранадскому ученому шейху Мухаммеду ибн Джузаю облечь воспоминания путешественника в письменную форму. Так родилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

Ибн Батутта окончил свои дни на родине, работая кади. Он стал одним из величайших путешественников Средневековья, добывшим множество ценных сведений о странах Азии и Африки. В его честь был назван не только торговый центр, но и кратер на Луне. Масштаб его странствий поражает даже в наши дни: если все маршруты этого путешественника выстроить в одну линию, ею можно трижды обернуть экватор.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.