08:35, 28 октября 2016

Праздник, заговор и убийство за шесть минут: о чем сняли первый русский игровой фильм

108 лет назад прошла премьера «Понизовой вольницы»
Василий Суриков. Стенька Разин

Василий Суриков. Стенька Разин

Wikimedia Commons

28 октября 1908 года состоялась премьера фильма «Понизовая вольница».

В создании картины приняли участие несколько уже известных на тот момент людей. За производство и прокат фильма отвечал Александр (Абрам) Дранков. К моменту начала съемок он успел стать официальным фотографом при дворе императора и увлечься кинематографом. До «Стеньки Разина» (другое название «Понизовой вольницы») он снимал небольшие документальные ленты и открыл свое кинематографическое ателье — фактически киностудию. Дранков немало сделал для «продвижения» фильма: выпустил афиши, открытки с кадрами из фильма, разослал прокатчикам рекомендации по устройству сеансов и музыкального сопровождения. Автограф Дранкова красуется почти на каждом кадре интертитров.

Идея фильма и сценарий принадлежали Василию Гончарову. Для него, сценариста-самоучки, этот фильм стал дебютом: до тех пор он написал несколько пьес, лишь две из которых поставили на сцене.

Сюжет фильма основан на известной песне «Из-за острова на стрежень», часто принимаемой за народную. На самом деле у ее текста есть автор — поэт Дмитрий Садовников. По сюжету песни Гончаров написал пьесу, которая, в свою очередь, превратилась в сценарий к фильму.

Песня, пьеса и фильм описывают ставший фольклорным эпизод из жизни Степана Разина. Интертитры делят шестиминутный фильм на сценки. В начале истории атаман возвращается из похода на Персию, плывет по Волге с казаками и своей возлюбленной — пленной княжной («Разгулъ Стеньки Разина на Волгѣ»). Однако такое времяпрепровождение вызывает неудовольствие казаков, и созревает «Заговор разбойниковъ противъ княжны». Они задумывают напоить Разина и подсунуть ему поддельное письмо княжны к принцу Гассану. Замысел сработал: атаман то ли взревновал, то ли решил уступить казакам, но итог один, как в песне:

Мощным взмахом поднимает

Он красавицу княжну

И за борт ее бросает

В набежавшую волну.

Специально для «Вольницы» была написана музыка — увертюра известного композитора Михаила Ипполитова-Иванова. Использующая известную всему народу мелодию, она немало способствовала успеху фильма.

Однако, как и всегда, нашлись те, кто не пожалел ложки дегтя. Фильм вместе с кинематографом как таковым стали обвинять в упадке достойных видов искусства, например театра, упрекать в излишней «развлекательности» и потакании интересам большинства. Обратной стороной медали стала массовость и общедоступность фильма, поскольку билеты в синематограф стоили недорого. Кроме того, внимание зрителей привлек сам выбор сюжета, столь знакомого всему русскому народу, в отличие от доходивших до России зарубежных комедий.

Современному зрителю эта картина, скорее всего, покажется безыскусной и немного наивной. Сцены немого черно-белого фильма, почти целиком снятого общими планами, перемежаются интертитрами, которые позволяют зрителю следить за происходящими событиями. Упрощает понимание не столько игра актеров, сколько известность самого сюжета. Однако эти недостатки, с современной точки зрения, не умаляют значения картины и ее влияния на развитие российского кинематографа как в художественном, так и в техническом плане.

«Это "нечто", имеющее такое громадное значение, — тот исторический колорит, тот "дух эпохи", который может дать и сохранить только синематограф с его движениями, окраской, которая сделала теперь такие колоссальные успехи. Посмотрите хотя бы "Стеньку Разина". Это еще, конечно, далеко не совершенная постановка, но и теперь картина дает зрителю очень и очень много», — так отзывалась о фильме газета «Сцена».