Опубликовано 06 октября 2020, 18:44
2 мин.

В Израиле найдена одна из древнейших металлургических печей

© Talia Abolfia/Israel Antiquities Authority

Израильские археологи обнаружили близ Беэр-Шевы (пустыня Негев) металлургическую мастерскую, возраст которой составляет 6,5 тысячи лет. Она может стать свидетельством, что печи в принципе были изобретены в этом регионе. Исследование опубликовано в журнале Journal of Archaeological Science: Reports.

Впервые мастерская была обнаружена во время раскопок 2017 года. Она относится к эпохе энеолита. Временные границы этого периода различаются в разных регионах, но их объединяет суть процесса — человек впервые начинает обрабатывать металлы и начинает с меди, самого простого для металлургии. В это время все еще использовались инструменты из камня, так как металлы еще не получили массового распространения.

Израильские археологи провели изотопный анализ остатков руды, сохранившихся в печи. Ученые выяснили, что сырье для мастерской везли из региона Вади Файнан, который удален более чем на 100 километров. Это противоречит распространенной исторической теории, по которой металлургические печи строили рядом с рудниками, так как это было намного удобнее. Археологи предположили, что причина такого расположения мастерской в Беэр-Шеве связана с необходимостью сохранения технологической тайны.

«Важно понимать, что обработка меди была одной из самых продвинутых технологий своего времени. Ведь бросание кусков руды в огонь само по себе ни к чему не приведет. Вам нужны определенные знания для создания специальных печей, которые могут достигать очень высоких температур при сохранении низкого уровня кислорода. И все металлургические мастерские тщательно оберегали свою технику. В результате у каждой мастерской был свой особый метод», — объясняет один из исследователей, профессор отдела археологии и древних цивилизаций Ближнего Востока Тель-Авивского университета Эрез Бен-Йосеф.

Открытие металлургической мастерской в Беэр-Шеве позволило археологам расширить знания о социальном устройстве общества того времени. Вероятно, существовала четко определенная элита, которая владела профессиональными секретами. А так как только они могли изготавливать медные изделия, то эта группа сохраняла свое влияние. Кроме того, открытие печи в Беэр-Шеве имеет важное значение для понимания развития древней металлургии.

«На первом этапе производства меди человечество использовало не печи, а тигли. Это такие небольшие глиняные сосуды, похожие на цветочные горшки. Но технология, обнаруженная в Беэр-Шеве, основана уже на настоящих печах. Это одно из самых ранних свидетельств их использования. Поэтому находка может оказаться свидетельством, что печи в принципе были изобретены в этом регионе. Хотя остается вероятность, что печи пришли из другого региона, где они эволюционировали из тиглей. Этот спор могут разрешить только будущие открытия, но нет никаких сомнений, что древняя Баэр-Шева сыграла важную роль в глобальной металлической революции», — подчеркнул Бен-Йосеф.