Опубликовано 31 октября 2016, 16:54

К вопросу о науке не вернулись: чего хочет новый глава комитета Госдумы по образованию и науке

Вячеслав Никонов

Вячеслав Никонов

© Government.ru

Ложные ориентиры Запада, Гарвард, пускающий пыль в глаза, и трудовое воспитание в школах – Indicator.Ru рассказывает, как прошла первая встреча с журналистами главы комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова.

Почему ж он заседает? Потому что степень есть

В минувший четверг, 27 октября, состоялась первая официальная встреча нового председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслава Никонова с представителями СМИ. Никонов собирался рассказать о планах, перспективах и предстоящих изменениях в образовании и науке.

В Госдуме седьмого созыва комитеты по образованию и науке, ранее функционировавшие раздельно, вновь объединены. В состав нового комитета входит 20 человек, двое из которых, Жорес Алферов и Геннадий Онищенко (он же является первым заместителем председателя комитета), — члены РАН. На вопрос о том, как бывший главный государственный санитарный врач оказался в комитете по образованию, Никонов ответил: «Говорить, что человек, который является академиком РАН, не имеет никакого отношения к образованию и науке, я бы не стал. Все-таки академиков случайных не бывает». «Сколько хочешь», — тихо раздалось в зале.

Динамизм, оптимизм и патриотизм

Представляя коллег, Никонов подчеркнул, что это «очень профессиональный комитет, который будет решать очень важные, профессиональные задачи, связанные с выведением нашего образования и нашей науки на тот уровень, который соответствует современной экономике знаний и современному постиндустриальному обществу». По словам Никонова, сейчас в рассмотрении Комитета 31 законопроект по образованию и 19 по науке. По прогнозам председателя, большинство из них не будет поддержано.

«Динамизма и оптимизма» работе нового комитета придает смена руководства Министерства образования и науки. Как заметил Никонов, заседания с предыдущим составом Минобрнауки «напоминали корриду, а сейчас этого нет». Он сообщил, что работа комитета не будет идти в разрыв с деятельностью министерства, и он будет придерживаться линии ведомства. Такая солидарность была заметна по темам, которые обсуждались в ходе продолжавшегося чуть более часа общения. В основном они касались образования на всех уровнях. Увеличение количества мест в детских садах, организация детского отдыха, медицинские кабинеты и трудовое воспитание в школах, создание единых образовательных программ по русскому языку и истории — вот перечень вопросов, наиболее волнующих комитет. Журналисты из зала обратились к Вячеславу Никонову по поводу преподавания истории и обществознания в школах и формирования идеологии. В ответ на это глава комитета процитировал Владимира Путина: «У нас может быть только одна национальная идея — это патриотизм. В истории и обществознании должен быть подход по воспитанию граждан, которые не считают страну "последней". Работа над этим ведется», — рассказал он.

Как Гарвард пыль в глаза пускает

В области высшего образования сегодня активно обсуждается целевое обучение и целевой прием в вузы. Никонов сообщил, что комитет полностью поддерживает «линию Министерства образования и науки на прекращение этой вакханалии с оптимизацией вузов». Председатель комитета упомянул и о создании национального рейтинга вузов. В российском, независимом, рейтинге заинтересованы и другие страны-участницы ЕАЭС и БРИКС — это поможет ему приобрести статус международного. Рейтинги западной системы закладывают «ложные ориентиры», их критерии оценки давно устарели. «Гарвард, лидирующий в рейтингах, спутников не запускает, поэтому понятно, что таких критериев не будет никогда. Зато Гарвард выпускает много журналов, публикации в которых дают много очков», — прокомментировал он.

Никонову был также задан вопрос о существующей сегодня поддержке вузов, участвующих в программе «5-100». Он официально заявил, что при существующих критериях международных рейтингов ни один российский вуз не войдет в сотню лучших. «Критерии составлены с учетом интересов тех вузов, которые входят в сотню. Мы никогда не попадем под критерий цитируемости в узком круге западных научных журналов, как бы мы ни стремились. По общественным дисциплинам, чтобы тебя публиковали, надо поливать Путина и Россию», — уверен председатель комитета по науке и образованию. По мнению Никонова, важнее попасть в списки по отдельным предметам, а также создать собственный рейтинг.

Законом по науке и бюрократизму

Проблемы науки практически не было затронуты на прошедшей пресс-конференции. Никонов еще раз кратко рассказал о создании системы диссертационных советов в МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ и планах сделать защиту кандидатской диссертации по окончании аспирантуры обязательной. «Главная работа предстоит не в этом году. Сейчас идет серьезная подготовка к созданию закона о научно-технической деятельности. Ранее 2018 года он не появится», — сообщил он. Планируется, что закону о науке, где будут прописаны базовые условия для научной работы в России, посвятят вторую половину срока полномочий ГД седьмого созыва. Также члены комитеты намерены на законодательном уровне бороться с бюрократизмом в сфере образования и науки.

Зато с руководителем комитета по науке и образованию успели обсудить проблемы внешней политики. Представитель издания «Вестник Украины» задал вопрос, касающийся недавней встречи «нормандской четверки» и текущей ситуации вокруг Минских соглашений. «Самое главное, что произошло, это то, что Путин приехал в Берлин», — прокомментировал он. Этот поступок, по мнению Никонова, свидетельствует об улучшении отношений между Россией и Германией.

Глава комитета по образованию и науке дал ответы на все важные вопросы, и встреча приближалась к финалу. Незадолго до ее окончания корреспондент Indicator.Ru попыталась еще раз обратить внимание Вячеслава Никонова на проблемы российской науки. «В ближайшие два месяца крупных проблем в российской науке точно не решим», — сразу предупредил председатель комитета. Отвечая на вопрос, он еще раз рассказал о готовящихся законопроектах, диссертационных советах при крупнейших российских вузах и освобождении научных работников от заполнения ненужных бумаг. Предложения по повестке дня будут вносить специально созданные советы, сообщил Никонов. Так, к примеру, один из них — совет по фундаментальным и прикладным научным исследованиям — находится в ведении Жореса Алферова. Он же курирует деятельность научно-исследовательских университетов. Но последует ли реакция на повестку дня? «Вносить мелкие изменения до подготовки фундаментального закона, конечно, никакого смысла нет. Мы все-таки законодатели, поэтому реагируем по-крупному, а не на те процессы, которые происходят», — подытожил председатель комитета по образованию и науке.