С Аней, роботами и виртуальными ступнями: как 2020 год изменил онлайн-торговлю
Видеоконсультации
В продаже бытовой техники, ювелирных изделий и других дорогостоящих товаров есть свои особенности. Одна из них — часто люди отказываются от подобных покупок, если у них нет возможности рассмотреть товар вживую и убедиться в его исправности. Этот запрос очень легко понять, но удовлетворить его в разгар пандемии, когда выход из дома ограничен, — большая сложность. Из этой непростой ситуации нашла выход сеть магазинов бытовой техники «М.Видео». С начала апреля этого года консультанты ритейлера провели свыше 50 тысяч видеосессий. Во время дистанционной консультации продавцы магазина демонстрируют функционал товара, его технические характеристики, помогают клиенту сравнивать аналогичные модели и выбирать из них наиболее подходящую. Также в процессе такой консультации продавец может авторизовать клиента и оказать помощь в оформлении заказа, интеллектуальная клиентская система, которую использует консультант, создает персональную подборку выгодных предложений на основе профиля покупателя. Инновационное решение магазина приняли на ура — каждая пятая видеоконсультация заканчивается покупкой, что в 10 раз выше средней конверсии на сайте.
Виртуальная примерка
Зная размер ноги, можно подобрать удобные кроссовки, однако, только примерив их, можно понять, подойдут ли они к остальным частям аутфита. Создает ли одежда вкупе с другими элементами гардероба стильный образ — задача, которую можно решить только в примерочной. Во время карантина примерка одежды и обуви может осуществляться с помощью бесконтактной курьерской доставки, но в случае, если клиент откажется от покупки, товар необходимо транспортировать обратно в магазин, так весь процесс превращается в бесполезную трату ресурсов. Выходом из этой ситуации будет виртуальная примерка.
Еще в начале этого года онлайн-платформа Lamoda расширила возможности виртуальной примерки для своих клиентов: теперь пользователи приложения интернет-магазина могут посмотреть на то, как сидят на их ноге более ста известных мужских и женских моделей кроссовок — Nike, Adidas, Reebok, Converse, Under Armour и другие. Для того чтобы примерить понравившуюся обувь, необходимо сделать фотографию ступни, а дальше система сама «наденет» на нее кроссовку. Клиенты магазина положительно встретили нововведение, ведь на примерку обуви уходит всего несколько секунд, при этом не нужно прикладывать лишних усилий. В свою очередь, управляющий директор по маркетингу и продукту Lamoda Group сообщает о росте продаж и увеличении выкупаемости заказов в результате добавления новой опции.
Минимизация контакта с курьером
В период самоизоляции любой гость — незваный, поэтому не каждый рад впускать курьера в дом. Так пандемия актуализировала бесконтактную доставку. Согласно опубликованным исследованиям Google, почти 47% потенциальных покупателей предпочитают совершать покупки онлайн, забирать товар самовывозом или при помощи бесконтактной доставки. Следуя рекомендациям властей и запросам клиентов, такой формат транспортировки товара сделали доступным многие компании: Яндекс.Еда, Delivery Club, ASOS, Lamoda и другие.
Помимо этого, в апреле 2020-го года Яндекс.Еда подключила к системе доставки своих беспилотных роботов-курьеров — «Роверов». С помощью «Ровера» доставка осуществляется в Москве в деловом квартале «Белая площадь» и в Иннополисе под Казанью. Робот сам прокладывает свой маршрут, оценивает ситуацию вокруг, объезжает препятствия. Выбрать доставку роботом можно при оформлении заказа. Чтобы узнать, где находится «Ровер», можно отследить его местоположение на карте. После того как робот будет на месте назначения, пользователь может забрать у него заказ с помощью своего смартфона.
«Наши роботы-курьеры ценны не только возможностью бесконтактной доставки, они также могут собирать ценную информацию о доступности городской среды, работая в разных районах Москвы. Эти данные могут помогать выявлять районы для улучшения и способствовать созданию более связанного, доступного и инклюзивного сообщества для всех», — рассказала Валерия Верховых, product manager Yandex Self-Driving Group.
Доставка за день
До пандемии в России была относительно быстрая доставка, если сравнивать ее, например, с Австрией, где новую технику из интернет-магазина могут везти более двух недель, или с Германией, где свято ценят выходные дни и для курьеров. Карантин помог еще ускорить работу российских сервисов доставки. Ведь для тех, чье домашнее времяпровождение на самоизоляции превратилось в рутину, ожидание товара — настоящая мука. Компании, в свою очередь, активно взаимодействуют с болью клиентов — затяжной доставкой, борются с ней и делают это своим преимуществом. Яндекс для этого отправил на помощь друг другу несколько своих сервисов «Еда», «Лавка» и «Такси» и только выиграл от этого, оптимизировав их работу, — во время большого количества заказов таксисты Яндекса помогали курьерам развозить еду и продукты. Так пандемия доказала, что российские сервисы могут оставить заказ под дверью через 15–20 минут после его оформления.
Голосовой помощник
Голосовой ассистент — опция, которой давно никого не удивишь. Он есть у Яндекса (Алиса), у Apple (Siri), у Amazon (Алекса). Однако не каждый ритейлер может предложить клиенту поговорить со своим фирменным ботом. В этом году мастерская инноваций Liquid Studio разработала голосового помощника для онлайн-покупок в продуктовых магазинах. Новую голосовую помощницу зовут Аня. Сейчас это один из первых в России голосовых ассистентов для продуктовых магазинов. Система может воспринимать голосовые запросы, организовывать заказ доставки, проверять бонусы на карте лояльности и рассказывать о новых акциях магазина. Помощник может подбирать товары, основываясь на предпочтениях пользователя. Помимо этого, постоянное общение с человеком дает Ане возможность обучаться. Например, если в магазине несколько видов овсяных хлопьев, ассистент постарается подобрать те хлопья, которые будут по вкусу пользователю. Также помощник может запоминать предыдущие сессии покупок и давать рекомендации на их основе.
Уходящий год принес большое количество инноваций в сферу онлайн-торговли, поставив привычный формат работы многих предприятий под угрозу. Без сомнения, можно говорить о технологическом рывке онлайн-ритейлеров: внедрение AR-технологий, оптимизация работы видеосвязи, создание специального искусственного интеллекта. Тем не менее важный итог пандемии — в онлайн удалось ввести самых воинственных скептиков, представителей старшего поколения. Из-за рисков для жизни вне дистанционного формата интернет-коммуникация для них стала единственным способом связи с остальным миром. Это коснулось и покупок. Теперь аудитория воздействия интернет-магазинов значительно повзрослела, а значит, есть вероятность, что и этот факт повлияет на онлайн-торговлю.
Автор: Дмитрий Бороздин
Более детально то, как менялись сервисы и инструменты интернет-торговли, на конкретных примерах обсудили спикеры организованной RetailCRM конференции Digital Retail 2020, которая прошла 15 декабря.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.