Опубликовано 01 декабря 2016, 15:43

Керамика «рассказала» о направлениях торговли в железном веке

© John Atherton/Wikimedia Commons

Анализ химического состава найденных при раскопках в Турции глиняных изделий позволил ученым из Университета штата Флорида и Чикагского университета скорректировать карту торговли в Средиземноморье в железном веке. Подробнее с исследованием можно ознакомиться в журнале PLoS ONE.

В центре внимания ученых оказалась керамика в кипрском стиле: с росписями на белом фоне и с двухцветной росписью. Историки предполагали, что между Кипром и Турцией велась торговля и глиняные сосуды с характерной росписью прибывали туда в качестве товаров.

В ходе исследования ученые применяли рентгенофлуоресцентный и нейтронно-активационный анализ, чтобы выяснить, где были произведены найденные при раскопках сосуды. Проведенный анализ химического состава изделий показал, что по крайней мере часть из них была сделана местными ремесленниками. Однако результат значительно различается в зависимости от расположения места раскопок. «Это распределение нельзя объяснить только с экономической точки зрения, в соответствии с которой товары попадаются все реже по мере удаления от места их производства. Мы полагаем, что обычаи празднеств потребовали производства керамических сосудов, похожих на кипрские», — говорится в исследовании.

«Полученные результаты показывают сложную систему социальных и экономических связей между жителями Амук (равнины в Турции, где проводились раскопки) и Кипром в железном веке», — отметил один из авторов работы, историк из Университета штата Флорида Стивен Каракис.