Опубликовано 14 сентября 2020, 21:21

Ханаанский дворец в Тель-Кабри разрушило землетрясение

© Tel Kabri research team/University of Haifa

Группа израильских и американских исследователей обнаружила новые доказательства того, что землетрясение могло привести к разрушению ханаанского (финикийского) дворца бронзового века в Тель-Кабри. Работа опубликована в журнале PLOS ONE.

Команда исследователей из Университета Джорджа Вашингтона и Хайфского университета провела масштабные раскопки на участке площадью более 30 тыс. м2 в Тель-Кабри с израильским городом Нахария, где находятся руины дворца, датирующиеся примерно 1900–1700 годами до н. э. На протяжении нескольких лет ученые задавались вопросом, что именно стало причиной внезапного разрушения дворца и исчезновения из него людей. Во время раскопок в 2019 году археологи обнаружили часть траншеи, погребенной под обрушившейся стеной, и развалины пола и стен с обеих сторон от нее.

«Обнаружения подтверждений землетрясений — чрезвычайно сложная при археологических раскопках задача, особенно это касается тех сооружений, где почти не присутствует каменная кладка и разрушаются строительные материалы, такие как высушенные на солнце глиняные кирпичи, плетень и так далее. Однако в Тель-Кабри мы нашли каменный фундамент для нижней части стен и надстройки из сырцового кирпича наверху, — рассказал ведущий автор исследования, сотрудник Хайфского университета Микаэл Лазар. — Наша работа показывает важность сочетания макро- и микроархеологических методов для идентификации древних землетрясений. Нам также нужно было оценить альтернативные сценарии, включающие климатические, экологические и экономические изменения, а кроме того, войны, прежде чем мы убедились, что реальная причина заключалась в землетрясении».

Археологи обнаружили участки, где гипсовые полы выглядели деформированными, стены были наклонены или смещены, а глиняные кирпичи со стен и потолков провалились в комнаты. Такая картина маловероятна для разрушений в результате захвата дворца, так как нет следов огня, оружия или останков непогребенных тел. Развалины дворца отражают быстрое обрушение, а не медленное осыпание кирпичей со стен или потолков заброшенного здания. Геологическая обстановка Тель-Кабри также повышает вероятность землетрясения.

В ходе экспедиции 2013 года ученые обнаружили 40 кувшинов в одной из кладовых дворца. Анализ органических остатков показал, что в них было вино. Винный погреб финикийского дворца стал самым старым и самым крупным винным погребом, обнаруженный на Ближнем Востоке. За последние годы археологи нашли еще четыре таких хранилища и по меньшей мере 70 кувшинов, погребенных под обломками здания.