Опубликовано 19 мая 2021, 09:53
8 мин.

«Коронавирус любопытства» и «сферический конь в вакууме»: популяризацию науки обсудили на всероссийском форуме

Просветители поделились своим опытом и посетовали на вызовы
«Коронавирус любопытства» и «сферический конь в вакууме»: популяризацию науки обсудили на всероссийском форуме

© "Наука 0+"

18 мая в Москве прошел Всероссийский форум популяризаторов науки. В его рамках участники обсудили, как лучше распространять научное знание и что нужно делать для повышения престижа научной деятельности среди молодежи. Чего не хватает ученым и научным коммуникаторам для продвижения знания в массы, а также помогут ли им заграница и бизнес — в репортаже Indicator.Ru.

Организаторами форума, в котором приняли участие более тысячи человек, стали Министерство науки и высшего образования, Московский государственный университет, Российская академия наук, Правительство Москвы и организаторы фестиваля "Наука 0+".

«Наша задача — сделать так, чтобы он сказал "вау"»

Главной проблемой, которой неоднократно касались на форуме, стала нехватка людей, способных реализовывать научные проекты. Вице-президент РХО имени Д.И. Менделеева Юлия Горбунова отметила, что в последнем послании Федеральному собранию президент Владимир Путин объявил о новых инновационных проектах, которые предстоит реализовать.

«Была озвучена сумма в полтора триллиона рублей, которые предполагается вложить в науку и в эти новые программы. Однако мне как человеку науки очевидно, что задачи есть, но решать их некому», — сказала Горбунова.

Член-корреспондент РАН Юлия Горбунова

Член-корреспондент РАН Юлия Горбунова

© "Наука 0+"

Отсюда вопрос — что нужно делать, как рассказывать молодежи и студентам о важности науки и престижности профессии ученого для регулярного и равномерного притока новых кадров?

Начальник Управления научно-информационной деятельности РАН и взаимодействия с научно-образовательным сообществом Станислав Давыденко в своем выступлении привел данные социологического опроса населения об отношении к науке, ученым и РАН, проведенного в апреле 2021 года. Оказалось, что 90% респондентов не смогли назвать хотя бы одного из ныне живущих российских ученых мирового уровня, 40% не назвали ни одного из важнейших научных достижений за последние 10 лет, и при этом, отвечая на вопрос о том, что в большей степени влияет на будущее страны, только 5% участников опроса отметили развитие науки и технологий.

Давыденко обратил внимание, что есть запросы государства и общества на научное просвещение, и что нужно укреплять научное мировоззрение у людей. Сейчас появились новые каналы распространения информации, к тому же, порог вхождения в популяризацию сейчас гораздо ниже, однако это приводит к тому, что качество такой информации не очень высокое. Важно отметить, что сейчас наблюдается переход от дефицитной модели научного просвещения к модели вовлечения, то есть, появляются новые формы и возможности обучения и популяризации науки, набирают популярность и гражданская наука, и научное волонтерство, и краудфандинг, большую роль играют музеи науки.

Начальник Управления научно-информационной деятельности РАН и взаимодействия с научно-образовательным сообществом Станислав Давыденко

Начальник Управления научно-информационной деятельности РАН и взаимодействия с научно-образовательным сообществом Станислав Давыденко

© "Наука 0+"

Было также отмечено, что целью привлечения молодежи в науку РАН проводит научно-популярные лекции для школьников, участвует в проекте «Ученые в школы» и фестивале «Nauka 0+» и разрабатывает различные научно-популярные проекты — к примеру, мобильная выставка РАН или виртуальный музей РАН.

В подтверждение слов о важности музеев науки заместитель директора по научной работе Музея Космонавтики Вячеслав Климентов высказал мнение, что научный музей является феноменом для формирования у школьника любого возраста интереса к науке.

«Главное, чтобы молодой человек пришел в музей, а дальше наша задача — сделать так, чтобы он сказал "вау". Роль научных коммуникаторов, роль сотрудников музея заключается в том, чтобы посетитель сам задал первый вопрос - если вопрос задан, значит, научный коммуникатор поймал то, что надо, а дальше начнется дискуссия, начнет проявляться интерес. Еще очень важно, чтобы в музеях была показана не только история, но и современные достижения науки, - рассказал Климентов, - Научно-технические музеи обладают особенностью - в них очень мало аттрактивных предметов, то есть ты смотришь на объект и не понимаешь, что это такое. И вот тогда научный коммуникатор должен объяснить, что это такое».

Отдельно на форуме затронули и вопрос научного видео. Генеральный директор телеканала "Наука" Григорий Ковбасюк рассказал, что популяризацию науки в жанре видео можно разделить на две части - информирование о научных новостях и формирование эрудиции.

«Мы не только канал, мы достаточно успешно трансформируемся в цифровую среду. Мы буквально год назад открыли канал в TikTok, к разговору о том, что востребовано в цифровой среде. И самое популярное видео на нем - как сделать пирамидальные огурцы, здесь речь о том, что может быть интересно школьникам и подрастающему поколению», — отметил он.

В этом же докладе медиаменеджер выделил вызовы сегодняшней научной популяризации - это изменение психологии и поведения, то меньшее количество времени на просмотр контента и потребность в более простой подаче; смена и трансформация каналов, при которой растет потребление видео на мобильных устройствах и снижается интерес к традиционным и профессиональным СМИ; и низкий порог входа, когда появляется проблема достоверности научной информации и популярность контента зависит от компьютерных алгоритмов.

Отвечая на вопрос о наиболее удачных видах популяризации науки для молодежи, главный редактор портала «Нейроновости.ру» Алексей Паевский отметил, что лучших видов нет, и хорошо работают все форматы.

«Это связано с тем, что наша первая — зацепить детей за еще сохранившееся любопытство и раздуть его еще больше. То есть, наша задача — сделать такой "коронавирус любопытства" с огромным количеством цепляющих ребят S-белков, причем каждый белок должен быть разным - одного мы зацепим за одно, другого за другое, третьего за третье, и чем больше будет таких шипиков, тем лучше. Лучше поддерживать саморегулирующуюся среду», - рассказал он.

На форуме также обсудили и образ ученого в глазах граждан. Один из основателей журнала «Кот Шредингера» и проекта "Летняя Школа" Григорий Тарасевич высказал свое мнение, что популяризация науки — это «популяризация сферического коня в вакууме».

Григорий Тарасевич

Григорий Тарасевич

© "Наука 0+"

«Когда рассказывают про театр, про кино, про музыку, актеры и музыканты - живые люди, у них есть страсти, они женятся, разводятся, у них есть мнение о жизни. Ученый же как робот приходит в лабораторию, совершает открытие и развивает инновационный потенциал страны. Почему актер и музыкант - человек со своей личностью, а ученый - зомби-робот с индексом Хирша, инновационным потенциалом и так далее? Мы видим свою миссию в том, чтобы вернуть науке человеческое лицо», — отметил Тарасевич.

В завершении разговора о привлечении молодежи в науку выступил генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» Глеб Федоров. Он подчеркнул, что очень важно находить новые форматы и новые аудитории, чтобы до каждого гражданина донести что-то важное и полезное.

«Есть несколько ключевых целевых аудиторий: дети и их родители, студенты, которые решают, куда идти после вуза, широкая - аудитория теленовостей, которая смотрит документальные фильмы, бизнес - и со всеми этими аудиториями разные инструменты взаимодействия. Но если из всех этих аудиторий выбрать главных популяризаторов науки - кроме журналистов - кто будет считаться естественным популяризатором, к которому есть доверие и со стороны школьников, и со стороны студентов? На мой взгляд, это сами ученые, учителя в школах и родители, поэтому все эти группы должны постепенно овладевать медиа-навыками», — заявил он.

Федоров отметил, что популяризация — это не столько необходимость донесения факта открытия. В этом случае цепляют истории, драма вокруг того или иного предмета, события, как оно произошло. Учителя и родители должны уметь рассказывать такие истории. Более того, частью работы самого ученого должна быть популяризация.

«Важно рассказывать о науке с энтузиазмом»

На форуме также присутствовали и иностранные гости. В частности, со своим докладом выступил известный популяризатор химии, профессор химии Ноттингемского университета (Великобритания) и иностранный член Российской академии наук, Мартин Полякофф. Он рассказал, как и для чего необходимо организовывать международные коллаборации.

«Мировая популяризация наук очень важна для решения важных вопросов - изменения климата, создания химических веществ и тому подобное, это мировые проблемы, которые одна страна не может решить, и для этого мы должны объединиться. Чтобы решить эти проблемы нам нужны новые идеи и новые технологии, и это уже зависит от новых поколений ученых- нынешних школьников и студентов. И наша задача - возбуждать молодежь, чтобы они понимали, что от них зависит будущее, мы должны объяснять это, причем очень важно рассказывать о науке с энтузиазмом».

Мартин Полякофф

Профессор химии Ноттингемского университета

Еще один иностранец — профессор космической физики и истории космических исследований физического факультета Афинского национального университета имени Каподистрии Ксенофон Муссас рассказал о своем видении международного сотрудничества.

«Я считаю, что то, что открывают ученые, должно возвращаться людям. Особенно это важно для молодежи, потому что мы должны вдохновлять их, учить их так, чтобы они были уверены, что они могут стать великими учеными завтрашнего дня. Ведь именно они создадут мир будущего, именно они решат те проблемы, которые стоят перед наукой сейчас. Они должны быть уверены, что мир может быть объяснен приемами и терминами науки, особенно математикой, потому что, как говорил Пифагор, именно математика — язык природы. И эта деятельность должна быть международной», — подчеркнул исследователь.

Зачем популяризация науки бизнесу?

В завершении официальной части форума участники обсудили важность частно-государственного партнерства в области популяризации науки. Было отмечено увеличение роли корпораций в популяризации науки. На вопрос о том, что заставляет корпорации заниматься популяризацией, а не только своей отраслью, ответила советник управления специальных проектов и зарубежных мероприятий ЧУ «Центр коммуникаций» ГК «Росатом» Мария Уварова. "В контексте Росатома — нашей корпорации — очень важно, чтобы люди понимали, чем мы занимаемся, то есть, это и про системы безопасности, и про разные направления атомной отрасли. Это нужно, чтобы были люди, с которыми можно налаживать нормальный диалог. И в этой связи содействие распространению научного знания представляется очень важной. Мы много лет этим занимаемся - участвуем в фестивалях науки, организуем программы для широкой аудитории, для учителей, для школьников. Для больших корпораций важно именно создание инфраструктуры», — отметила она. На этот же вопрос ответил и руководитель проекта по взаимодействию с образовательными организациями Департамента управления персоналом ПАО «ОАК» Асламбек Гакаев. «"ОАК" - это крупнейшая в России корпорация, которая занимается вопросами в области авиастроения - от проектирования до дальнейшего обслуживания. И для нас важно популяризировать науку, но науку прикладную. У нас в корпорации существует программа, которая объединяет все активности, связанные с поиском талантливой молодежи - "Авиация будущего", в нее включен весь спектр работ, которые мы реализуем от школьной скамьи до специалистов. Ответ очевиден - отрасль высокотехнологическая, бурно развивается, высокая конкуренция, и новые идеи молодых специалистов - задел, благодаря которым существует отрасль», — подчеркнул управленец. Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано» занимается популяризацией науки очень давно и проводит много мероприятий и встреч, рассказал его управляющий директор по внешним коммуникациям Дмитрий Безруков. «У нас есть несколько ключевых событий, которые мы проводим с 2018 года — это известный фестиваль Science Bar Hopping, который объединяет Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. За время этого фестиваля собралось более пяти миллионов контактов, было более восьми тысяч посетителей. Цель мероприятия - объединить молодежь и ученых, которым есть что рассказать. В том числе мы запустили YouTube-шоу "Заходит ученый в бар", в рамках которого приглашаем ученых и известного блогера и задаем тему, которую они обсуждают», - пояснил менеджер.

Автор: Ирина Слепухина

Автор:Indicator.Ru