Опубликовано 10 октября 2019, 12:00

Костный мозг животных служил древним людям в качестве «консервов»

Костный мозг после шести недель хранения

© Ruth Blasco/AFTAU

Исследователи из Израиля и Испании обнаружили доказательства хранения и употребления костного мозга животных в пещере Кесем близ Тель-Авива людьми, обитавшими в нижнем палеолите 200–420 тыс. лет назад. Статья об этом появилась в журнале Science Advances.

«Костный мозг является важным источником питательных веществ и поэтому он долгое время фигурировал в доисторической диете, — отмечает сотрудник Тель-Авивского университета Ран Баркай. — До сих пор факты указывали на немедленное потребление костного мозга после заготовки и удаления мягких тканей. В нашей статье мы приводим доказательства того, что древние люди могли долгое время хранить костный мозг и употреблять его по прошествии некоторого времени».

Исследователи оценивали сохранность костного мозга с помощью серии экспериментов на оленях, контролируя время нахождения на воздухе и параметры окружающей среды в сочетании с химическими анализами. Сочетание археологических и экспериментальных измерений позволило ученым выделить специфические метки, связанные с удалением сухой кожи и определить скорость деградации костномозгового жира. Оказалось, что этот продукт можно спокойно хранить до девяти недель.

«Мы обнаружили, что сохранение кости вместе с кожей может продлить срок годности костного мозга до двух месяцев. Этот факт позволял древним людям хранить его в оболочке из кожи в течение длительного времени, а затем есть его, когда это понадобится, — добавляет сотрудница Национального центра по изучению человеческой эволюции Рут Бласко. — Кости использовались как "консервы", которые сохраняли костный мозг в течение длительного периода, пока не приходило время снять сухую кожу, раздробить кость и съесть готовый продукт».

До недавнего времени считалось, что люди палеолита были охотниками-собирателями, которые жили по принципу «собрал-съел», потребляя все, что они поймали, в тот же день и выдерживая долгие периоды голода, когда пищи было мало.

Это самое раннее в мире свидетельство сохранения продуктов питания и их замедленного потребления. Открытие хорошо сочетается с другими доказательствами «инновационного» поведения, обнаруженным в пещере Кесем, включая переработку отходов, регулярное использование огня, а также приготовление и обжаривание мяса.