Михаил Котюков ответил на вопросы студентов на ПМЭФ-2019
В первый день Петербургского международного экономического форума министр высшего образования и науки Михаил Котюков провел неформальную встречу со студентами — победителями конкурса проектов «Моя страна — моя Россия», финалистами бизнес-акселераторов, представителями студенческого самоуправления. В ходе полуторачасовой встречи министр ответил на вопросы о привлечении в Россию иностранных студентов, развитии предпринимательства, цифровой среды в обучении и о подготовке педагогических кадров.
Большинство вопросов на паблик-токе касались различных инициатив, введенных в отдельных вузах. Студенты делились успехами своих университетов и спрашивали, стоит ли распространить их опыт на всю страну. Так, прозвучали вопросы об обучении студентов технических специальностей патентованию (такая практика внедрена в Университете ИТМО), о защите выпускных квалификационных работ в виде стартапов, а не текстов. По словам Котюкова, ведущие вузы так или иначе экспериментируют по собственной инициативе с формами обучения, системой управления вузом, и в рамках этих экспериментов могут быть отработаны перспективные идеи. Но на начальном этапе такие проекты остаются собственной инициативой вуза.
Среди поднятых в обсуждении нерешенных проблем выделились темы престижа педагогической профессии и подготовки педагогов, обеспечения вузовских программ преподавателями-практиками и экспорта образования. Представитель Дагестана, победитель конкурса «Моя страна — моя Россия», задал министру вопрос: какие меры могут быть приняты для повышения престижа профессии педагога? По словам учителя, 22% педагогов в Дагестане не имеют профессионального образования, и такая же ситуация во многих регионах. Между тем в педагогические вузы абитуриенты подают документы по остаточному принципу и поступают, если не прошли на более престижные специальности. Министр отметил, что проблема комплексная, и решить ее в рамках системы профессиональной подготовки нельзя.
«Педагогические специальности — наш абсолютный приоритет. Каждый десятый поступающий на бюджетное место поступает на педагогическую специальность. Но какое количество выпускников, успешно закончивших программу, трудоустраивается? Здесь все не так оптимистично. Это задача работодателя. Нужно, чтобы ребята были ориентированы, знали, какие условия их ждут на местах: социальные, бытовые, зарплата и так далее. Сейчас мы эти вопросы обсуждаем совместно с министерством просвещения с главами регионов», — рассказал Котюков.
Нерешенной остается, признал министр, и проблема с привлечением практиков к работе в вузах. Котюков заметил, что многие руководители не решаются поменять устоявшиеся программы и расписания и заменить часть традиционных курсов занятиями со специалистами с рынка, а в результате — теряют связь с реальностью. Эта проблема ограничивает и развитие программ дополнительного профессионального образования в вузах.
«Было предположение, что вузы активно в эту задачу включатся. Но не для всех программ это сработало. Простой пример — бухгалтерский учет. Если преподаватель не практикует, не знает последних решений, инноваций — для работающих людей он уже не преподаватель. Но я уверен, что изменения будут идти, при желании всегда можно найти правильные формы интеграции практикующих специалистов в педагогический и образовательный процесс», — заявил Котюков.
Со своими вопросами к министру обратились и иностранные студенты вузов России. Самые их острые вопросы были связаны с условиями проживания для приезжающих студентов, ведь уже сейчас не во всех вузах достаточно мест в кампусах, и существуют проблемы с получением вида на жительство для тех, кто остается работать в России. Министр заверил, что уже прорабатываются решения, которые упростят получение виз для студентов и видов на жительство для выпускников российских вузов. Что касается условий в кампусах, проект по расширению экспорта российского образования, по мнению Михаила Котюкова, не будет ограничен очным обучением. Стоят задачи привлечь иностранных студентов на дистанционные программы российских вузов, на совместные программы, в филиалы за рубежом. А для размещения тех, кто приедет в Россию, возможности будут искать не только вузы.
«Проект экспорта образования — вызов и для городов. В городе должно увеличиваться предложение жилья разных категорий, доступных в том числе и для обучающихся. Так что с точки зрения этого проекта мы сейчас должны определиться, сколько мы построим жилья рядом с университетами, сколько на себя возьмет городская среда и сколько — цифровые дистанционные программы», — заявил Котюков.
Обсуждение проекта по экспорту образования продолжилось на сессии «Российское образование: глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал» с участием ректоров вузов, руководителей бизнес- и госкорпораций и представителей зарубежных ассоциаций образования.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.